Тест по произведению кондратьева сашка. Урок внеклассного чтения по повести В. Кондратьева "Сашка". оказавшегося в самое трудное время

Плетение кос, косичек 09.12.2020
Плетение кос, косичек

Ельцова Ф.М.

Обучающий тест по повести В.Л.Кондратьева «Сашка»

Общая характеристика задания

Более семидесяти лет отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, но интерес общества к этому историческому событию не ослабевает. В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях войны, входит повесть писателя - фронтовика В.Л.Кондратьева «Сашка».

Задания данного обучающего теста построены на основе анализа художественного текста повести. Особенность работы с данным текстом заключается в том, что в процессе работы учащимся самим предстоит ответить на непростые вопросы: насколько важна в произведении правда факта, документальность? Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Задачи:

* изучение художественного текста, описывающего историческую эпоху периода Великой Отечественной войны;

* поиск информации в художественном тексте;

* работа с деталями;

* умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции.

Источник: В.Л. Кондратьев. Отпуск по ранению. Сашка: повести.– М.: Дет. лит., 2015. – 285 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Работа с заданием может быть организована на уроках литературы и внеклассных занятиях по предмету при изучении произведений нового направления в литературе о войне - так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы; при знакомстве с творчеством писателя В.Л.Кондратьева в 10-х, 11-х классах. Поскольку проблемы, которые раскрываются в тексте, являются весьма актуальными, задание может быть использовано на уроках русского языка при подготовке к итоговому сочинению и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Опорные тексты

Свою повесть писатель В.Л.Кондратьев (1920 – 1993) предваряет так: «Всем павшим подо Ржевом – живым и мёртвым - посвящена эта повесть». Судьба автора во многом сходна с судьбой героя и его боевых товарищей. То, что Кондратьев написал о войне, было не только литературной задачей, а смыслом его жизни, выполнением долга перед погибшими однополчанами.

Внимательно прочитайте отрывки из повести и ответьте на вопросы.

1. К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступить Сашке на ночной пост. У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно.

Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим.

2 . <...> А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке.

Да, скоро два месяца минет... И, терпя ежечасно от немцев, не видел еще Сашка вблизи живого врага. Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами и поливая их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле... Хорошо, наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев.

<...> Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нем воды до колена.

<...> А вид был у него не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые теплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные… Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги.

Не один Сашка такой, все на передке такие же, и как бы в порядке вещей…

3. <...>

Сто пятьдесят, товарищ капитан.

Сколько осталось?

Шестнадцать…

4 .А .<...> Рассвет еще не наступил, а немцы ракеты вдруг перестали запускать - так, реденько, одна-другая в разных концах поля. Но Сашку это не насторожило: надоело пулять всю ночь, вот и кончили. Это ему даже на руку. Сейчас он к немцу за валенками и смотается...

До взгорка добрался он быстро, не очень таясь, и до березы, а вот тут незадача... Расстояние в два пальца на местности в тридцать метров обернулось, и ни кустика, ни ямки какой - чистое поле. Как бы немец не засек! Здесь уж на пузе придется, ползком...

Сашка помедлил малость, обтер пот со лба... Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались - и за лето не просушить, а тут сухенькие наденет и походит в сухом, пока ему сапоги со склада не доставят... Ладно, была не была!

Без останову дополз Сашка до немца, схоронился за него, осмотрелся и взялся за валенок. Потянул, но не выходит! То, что приходится мертвого тела касаться, его не смущало - попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы, на людей уже не похожие. Зимой лица их цвета не покойницкого, а оранжевого, прямо куклы какие, и потому Сашка брезговал не очень. И сейчас, хотя и весна, лица их такими же остались - красноватыми.

В общем, лежа снять с трупа валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется весь фриц за своим валенком, ну что делать? Но тут смекнул Сашка упереться ногой в немца и попробовать так. Стал поддаваться валенок, а когда стронулся с места, уже пошел... Значит, один есть.

Небо на востоке зажелтилось немного, но до настоящего рассвета еще далеко - так, еле-еле начинало вокруг кое-что проглядываться. Ракеты немцы совсем перестали запускать. Все же перед тем как за второй валенок приняться, огляделся Сашка. Вроде спокойно все, можно снимать. Снял и пополз быстро к взгорку, а оттуда меж осинок и кустов можно и в рост без опаски до своего шалашика.

Только подумал это Сашка, как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло...

Б . <...> Желтый свет керосиновой лампы освещал капитана сбоку, резко обозначая морщины у губ и прямую складку у переносицы. На столе лежал русско-немецкий разговорник и зловеще поблескивал вороненым металлом капитанов пистолет. Немец стоял в тени, и когда Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча, то почувствовал, как бьет немца дрожь.

У капитана ходили желваки на скулах и играли руки. Он стоял - большой, в свалившейся с одного плеча шинели и оттого какой-то скособоченный, странно непохожий на себя прежнего, прямого и собранного. Он грузно опустился на табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо, словно бы через силу, выдавил:

- Немца - в расход.

У Сашки потемнело в глазах и поплыло все вокруг - и стены блиндажа, и лампа, и лицо комбата, даже качнулся Сашка... Но потом, придя в себя, бросился к немцу, схватил того за грудки и закричал:

- Да говори ты, гад! Говори! Убивать же будут! Понимаешь? Говори, чего капитан спрашивает! Говори, зараза!

Немец, обмякший, недвижный, только мотнул головой и закусил губу.

- Не понимаешь? Шиссен будут! Тебя шиссен! Говори...

- Вы мне, товарищ капитан? - упавшим голосом спросил Сашка, отпуская немца.

- Вам, - негромко сказал капитан, а Сашке показалось, будто гром с неба. - По исполнении доложить. Толик, пойдёшь с ними, проверишь.

- Есть проверить! - вытянулся тот.

- Товарищ капитан... - начал заикаться Сашка. - Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано... Где у тебя листовка? - подался он опять к немцу. - Где папир, которую тебе дал? Покажи капитану!

В .<...>Наконец устал Сашка перебегать туда-сюда и безвольно привалился к дереву - будь что будет... Сжался комком и только вздрагивал при каждом разрыве. Будь что будет... Даже глаза закрыл. Не судьба, значит, уйти живым с передка.

Но стон где-то совсем рядом встрепенул Сашку. А потом услыхал он:

- Братцы... Есть кто поблизости? Братцы... Ранило меня... Санитаров бы...

Вот еще негораздь какая! Матюгнулся Сашка, но на голос пополз.

Раненый - большой и грузный, из «отцов», с седой щетиной на квадратном подбородке - жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно.

Одного взгляда достаточно - плохо дело. Знал Сашка, если не перевяжешь сразу, не заткнешь дырку марлей, то раненные в грудь долго не тянут, помирают тут же.

<...> - Не выдюжу... - раненый бессильно запрокинул голову, а изо рта пузырилась розовая пена.

- Ничего, потерпи. - Сашка тоже кривился от боли, пришлось и левой рукой действовать. - Что делать будем?

- Не уходи, сынок, долго не протяну.

- В санчасть тебя надо. Пойду я, санитаров пришлю. А ты лежи.

- Не найдут меня. Ты покричи, может, есть кто поблизости.

<...> - Я пойду все же, - поднялся Сашка. - На тропке заметку сделаю для санитаров, найдут тебя. А так что? Пособить-то тебе ничем не могу...

<...> Возле дома, в котором санвзвод расположен, толпились раненые, все больше из прибывшей части (своего медпункта покамест еще не развернули), - очередь. Видя такое и поняв, что скоро его не перевяжут, протолкался Сашка вперед сообщить о своем раненом.

Запаренный военврач увидел Сашку и, зная его - не раз притаскивал он тяжелораненых, помогая санитарам, - бросил второпях:

- Обожди маленько, видишь, что тут...

- Я-то обойдусь, товарищ военврач, но в лесу раненый в грудь лежит, наш, с нашего батальона. Я там на тропке замету сделал. Надо бы санитаров поскорей, а то не доживет.

<...> Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но посмотрел, как неспоро поплелись они, размахивая не в лад носилками, и чертыхнулся - знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут - не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет? А потом, вдруг замету его затоптали или мина в это самое место ненароком угодила? Тогда и будут искать - не найдут. А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо. И Сашка крикнул:

- Погодите, провожу вас! - и пошел им вдогон.

Те приостановились и удивленно глядели на Сашку.

<...> Когда подошли к тому месту, и верно, стрелка, нацарапанная штыком, была почти не видна, а надпись «раненый» и вовсе стерта - прошелся, видно, по тропке народ, затоптал.

Раненый лежал там же. Глаза закрытые, но дышал.

Г .<...> И только один у него здесь родной человек - Зина, и та не с ним, а там, за окнами... И представилось Сашке, как липнет лейтенант к ней, как тянет её, где потемнее, как шарит жадными пальцами по её телу... И забродило в душе страшное: если обидят Зину, махнет он обратно на передок, заберёт у ротного свой «вальтер», а там будь что будет...

И только мысль, что не одна же там Зина с лейтенантом, народу много, возможно, и комиссар сам там, а при нём никакого баловства никто допустить не посмеет, умирила Сашку немного.

Но всё равно нарастало комом в груди что-то холодное, тяжёлое, подступало к горлу, давило... И пойти бы ему сейчас в палату, броситься на койку, забыться, не держат же ноги совсем, как-никак оттопал он сегодня без мала верст пятнадцать, но неотступен Сашка в своем решении дождаться Зину во что бы то ни стало. Он и не подошёл бы к ней. Только посмотрел, что возвращается она весёлая и необиженная. И за вечер корить бы не стал. Сделал бы вид, что и не знает.

<...> И только под утро, когда зажелтелось чуть небо, смог он поразмыслить обо всем малость спокойней - не один он на свете, и нет у него права своей жизнью самовольно распоряжаться. Мать у него, сестрёнка малая... И опять, перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому - неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на неё...

Д .<...> - Успокойтесь, товарищи! Вы же сознательные бойцы и должны понимать... - и пошел майор про временные трудности говорить, складно говорил, как заученное и много раз повторяемое….

<...> Здесь полетела в него тарелка с верхних нар, близко так пролетела, прямо мимо уха свистнула и о противоположную стенку разбилась вдребезги со звоном. Майор побледнел, глаза выкатил:

- Кто кинул? Отвечать!

У Сашки сердце упало. Почуял он, что кинул тарелку не кто иной, как Володька. Кто другой на такое способен?

<...> А майор напирал: кто да кто? Появился капитан какой-то, тоже нажал: говорите, кто это сделал?

<...> Майор, улыбнувшись презрительно, бросил капитану:

- Трус какой-то схулиганил. Нету мужества сознаться.

Почувствовал Сашка, как Володька рукой его отодвигает, высунуться хочет, но Сашка не сдвинулся в сторону, а, наоборот, прижал его спиной, закрыл и, опережая лейтенанта, выкрикнул:

- Ну, я бросил!

- Вы? - только и сказал майор, подходя к Сашке вплотную и глядя на него снизу вверх не столько зло, сколько удивлённо.

- Ну я... А что?

- Вы понимаете, что совершили? - подлетел капитан.

- А чего? Ну, не подумавши сделал... Так майор тоже, не подумавши, сказал. Значит, квиты, - спокойно так проговорил Сашка и отодвинулся в глубь нар, задвигая собой Володьку, который рычал что-то возмущённо и даже пнул Сашку кулаком в бок.

Задания

1 урок

Задание 1. От чьего лица ведётся повествование? _______________________

Задание 2. Как изображается война, военный быт? Выпишите предложения, которые подтвердят ваш ответ: _______________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Что мы узнаём о численности личного состава Сашкиной роты? Что произошло за неполных два месяца?

- Сколько у вас в роте было человек? - спросил капитан, упершись в Сашку тяжелым взглядом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________ _

Задание 4. Какие события автор выбрал из Сашкиной жизни на фронте?

А. Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? ______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б. Выполнить приказ надо, но для Сашки – невозможно. Какие попытки для спасения пленного он предпринимает? ________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

В. Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Г. Как Вы считаете, предала Зина их с Сашкой любовь, достойна она осуждения? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Д. Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володи? _____________________________________ _____________________________ __________________________________________________________________

_____________________________________ _____________________________

Задание 5. Прочитайте отрывок из рассказа. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать этот его поступок?

Что делать и как быть, Сашка еще не решил. Разные мысли метались, но ни одной стоящей. Может, встретится кто из начальства и приказ комбата отменит (по уставу последнее приказание выполняется), может, комиссар и начштаба вернутся, тогда все в порядке будет - отменит комиссар приказ этот непременно… Может быть, обойти это разорище, что на большаке, и, минуя Черново, в роту податься и к помкомбата сразу?… Ничего-то пока Сашка не решил, но знал одно - это ещё в блиндаже, когда приказ повторял, в голове пронеслось, - есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах.

- Побудь с немцем чуток, я мигом, - попросил он ординарца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Какие чувства вызывают поступки героя? В чём проявляются доброта и гуманность Сашки? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Какова роль эпизодического героя, ординарца Толика?

Когда Сашка повернулся, немец, понявший все, без Сашкиной команды пошел к выходу, тяжело топая ногами по лестнице. За ними вышел и Толик.

- Ты чего ломался? - бросился он на Сашку. - Из-за этого гада жизни лишиться хотел? Видишь же, не в себе капитан. Такой он все может…

- Ладно, не суети… - Сашка неверной рукой стал выбивать искру и прижег свой чинарик. - Обещал я жизнь немцу. Понимаешь?

- Чокнутый ты, что ли? Обещал он! Тоже мне, командующий нашелся! Кто мы с тобой? Рядовые! Наше дело телячье…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 8. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9. Опираясь на текст, напишите, какие чувства вызывает у Сашки предстоящая вечеринка, о которой он узнаёт от Зины?

- Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может! - почти выкрикнул Сашка, и шатнуло его даже.

- Может, ответила Зина. Еще как может, Саша. Не пойду я, не волнуйся.

Шагов пятьдесят они прошли, и только тогда смог Сашка осмыслить, что тыл есть тыл, конечно, и у него своя жизнь, что ничего, в сущности, нет зазорного, что будет праздновать он Первомай, что из какого-то НЗ будет и выпивка и закуска… Но то умом, а душой принять этого он не может. Ведь, что ни говори, бригаду-то почти всю побило… До праздников ли тут, до вечеров ли?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 10 . Как проявляет себя Сашка в дружбе с лейтенантом Володей?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 11 . Напишите мини-сочинение на тему: «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2 урок

Задание 12. Прочитайте рассказ В.Кондратьева «Овсянниковский овраг» и продолжите выполнение заданий теста.

Задание 13. Сравните изображение суровых будней войны в повести «Сашка» и в рассказе «Овсянниковский овраг». Что общее выделяет автор?

˂Ушёл последний из моего взвода. Не осталось почти никого и из нашей первой роты. Шестнадцать, которыми командую, из тыла: ездовые, повара, проштрафившиеся писаря. Все они - обросшие, почерневшие, в заляпанных грязью телогрейках - словно на одно лицо. Не успеваю запоминать фамилий - приходят, уходят… И только я, как заговорённый, пока ещё живой и даже не поцарапанный.˃

˂Стреляем друг у друга махру, газетку на закрутку, присаживаемся у костериков. Вроде уже не холодно, но бьет все время противный озноб, а протянешь руки к огоньку - вроде проходит. И пьем кипяток - часто и понемногу. Без сахара, разумеется. Каким-то образом появились на передке бутылки с уксусом - добавляем в кипяток для вкуса, как бы с лимоном получается.˃

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 14. Почему герой чувствует унижение и обиду?

˂ Ну вот, началось… Съеживаюсь, прижимаюсь к дереву, к которому прилеплен мой шалаш, нахлобучиваю каску и лежу жду - прихлопнет сегодня или нет?

Не считаю, но с полсотни мин он на наш пятачок кидает. Из них около десятка (чуешь по звуку) летят прямо на тебя, рвутся близко, шалаш прорезывается осколками, тебя обсыпает землей и хвоей, малость оглушает. Вечером то же самое. Это не считая шальных пуль, которые запросто летают стайками по роще, немецкого снайпера, может и не одного, и самолетных бомбежек, правда нечастых. ˃

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Сравните поступок Сашки из повести и поступок героя рассказа. Чем они схожи? Почему поведение этих героев вызывает уважение и восхищение?

˂Немец смотрит на меня без страха, как-то безразлично. Может, чуть растерянно. Мы очень близко друг от друга, и в свете то тут, то там вспыхивающих ракет ясно вижу его лицо - худое, с запавшими щеками и резкими морщинами. Он кажется мне старым, очень старым…

Я слегка откашливаюсь перед тем, как скомандовать немцу бросить оружие, но он опережает меня и, кивнув на убитого, бормочет:

- Майн брудер… Эр ист майн брудер…

Я невольно кидаю взгляд на убитого - скрюченное конвульсиями маленькое тело залито кровью, в предсмертном оскале страдальчески искривлён рот, мундир на груди весь в дырках от пуль… Ком тошноты подступает к горлу - и происходит нелепое, необъяснимое, невероятное: я опускаю автомат, повёртываюсь и неровными, тяжёлыми шагами ухожу из этого чертова овсянниковского оврага…˃

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 16. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы. Почему герой бросился в сани, чтобы поехать вместе с разведчиками? Что означает цитата: «Искупать кровью»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Как вы считаете, почему каждому из нас так понятна и близка акция «Бессмертный полк»? Напишите, участвовали ли вы или ваши родные, друзья в этой акции? Память о ком из родственников вам дорога?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Сочинение

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.


5/3/2007 13:34:14
Автор: Герасимова Т.П. - г. Луга

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 классе НА ТЕМУ «Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ТЕМА: «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева, «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ:

  1. Заинтересовать учащихся историей Великой Отечественной войны на примере воспоминаний близких и родных, при прочтении произведения В. Кондратьева «Сашка»;
  2. вызвать эмоциональный личный отклик на событие (я), связанное (ые) с Великой Отечественной войной;
  3. продолжить формирование навыка работы с книгой, элементов умения анализировать художественное произведение, высказывать мнение о прочитанном.

ФОРМА УРОКА – читательская конференция.

КОНТИНГЕНТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ:

  1. Ведущая – Герасимова Т.П.
  2. Участница Великой Отечественной войны – Вера Николаевна Гриненко.
  3. Литературный эксперт – Иленькива Н.
  4. Библиотекарь – Литвинюк М.И.
  5. Читатели – учащиеся 9 а класса.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. На доске эпиграф к уроку из книги И. Дедкова «Пядь ржевской земли».
  2. На экране проектируется портрет В.Л. Кондратьева, слова – обращение к молодому поколению.
  3. Классные сочинения учащихся на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?»
  4. Магнитофонная запись песни «Старые фотографии» в исполнении отца Лебедевой Влады (ученица 9 а класса).
  5. «Старые фронтовые фотографии» - стенд (из архива учеников 9 а класса)
  6. Фронтовое письмо (Западный фронт. 1942 год), записная книжка с фронта (1941 – 43 годы).
  7. Тексты повести В. Кондратьева «Сашка».
  8. Воспоминания Г. Жукова и Рокосовского о боях подо Ржевом весной 1942 года.
  9. Стихотворение А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»

ХОД УРОКОВ (2 урока). I Сообщение темы (см. стр. 1) II Доведение до учащихся цели урока , которая совпадает с высказыванием И. Дедкова о повести В. Кондратьева «Сашка»:

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать. Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия?
Какими они вообще были, вставшие от края и до края?»

III Представление участников конференции.

IV Читательская конференция.

1. Вступительное слово учителя с показом портрета В.Л. Кондратьева

На окраине Москвы, в обычной квартире, можно встретиться с В.Л. Кондратьевым. Несмотря на свои немолодые годы, он очень живой и подвижный. Высокий, худощавый, двигается легко и быстро; гостеприимен и доброжелателен.

Поражают его глаза - взгляд внимательный, пронзительный – и добрая улыбка.

Особенно Вячеслав Леонидович оживляется, когда заговаривает об отношении молодежи к его повести «Сашка»:

«Много было разного рода выступлений в печати критиков о «Сашке», о моем творчестве. Но как воспринимает меня юность, т. е. Наши уже внуки, это мне очень интересно».

50 лет, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы.

Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Кондратьев сурово оценивает сделанное: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…» (вопросы литературы. – 1988 - № 7. – с. 13)

2. Слово школьному библиотекарю. М.И. Литвинюк подготовила выставку книг (худ. литература) о Великой Отечественной войне, кратно прокомментировала произведения, зачитала их интересные страницы.

М.И. Литвтнюк остановилась на следующих книгах:

  1. Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Юность командиров», «Последние залпы»,
  2. В. Быков «Обелиск»,
  3. Б. Васильев «Завтра была война»,
  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»,
  5. К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»,
  6. К. Колосов «Самоходка № 120»,
  7. В. Гроссман «Жизнь и судьба»,
  8. С. Никитин «Падучая звезда».

(Список литературы оформлен в тетрадях).

Пусть эти честные талантливые книги вызовут боль, тревогу, возмущение, протест.

Можем ли мы, учителя, дети фронтовиков смириться с тем, что порой внуки фронтовиков, наши воспитанники, стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами?!

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

3. Предыстория написания сочинений о Великой Отечественной войне. Слово учителя. Но чтобы говорить о книге и вызвать какой-то эмоциональный отклик у учащихся, то я попросила ребят (8 а класс) в конце апреля 2003 года поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть старые фотографии и, подумав, написать сочинение на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?» (отрывки из сочинений учащихся представлены на отдельных листах).

3 а А вот эти лица. Учащиеся всматриваются в лица фронтовиков, запечатленных на старых фотографиях. Звучит музыка, песня «Старые фотографии» в исполнении отца ученицы 9 а класса (в записи).

4. Слово учителя.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек? Что нового о жизни можешь поведать?.

5. Учащиеся рассказывают о В.Л. Кондратьеве, используя воспоминания К. Симонова об авторе «Сашки».

План рассказа. Сообщение Богановой Ксении.

  1. Профессия – художник-оформитель.
  2. Призвание – писатель.
  3. 1939 г. – служба на Дальнем Востоке.
  4. 1941 г. – на фронте.
  5. 1942 г. – участие в боях подо Ржевом, ранение, медаль «За отвагу».
  6. Служба в железнодорожных войсках, в разведке.

Тяжелые бои, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики.

5 а Короткое воспоминание о боях, в которых принимала участие В.Н. Гриненко.

5 б Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»:

    Бердюгин Андрей,
    Никитин Андрей,
    Кунец Коля,
    Боганова Ксения.

5 в Боганова Ксения продолжает рассказ о В. Кондратьеве.

7. 1943 г. – тяжелое ранение: госпиталь, инвалидность. Материал взят из следующего источника: Симонов К. Доброго пути, Сашка! Журнал «Дружба народов. – 1979 г.- № 2.

6. Иленкива Наташа рассказывает о пути В. Л. Кондратьева к повести «Сашка».

      План рассказа.
  1. В немолодые годы взялся за повесть о войне.
  2. Читает военную прозу, но «не находил в ней своей войны».
  3. Поиск ржевских однополчан.
  4. 1962 г. – поездка подо Ржев, побывал на бывшей передовой.
  5. Делает для себя вывод: об этом писать можно только строгую правду.

Источники: Кондратьев В. Пока мы живы… Журнал «Вопросы литературы» - 1979 г. - № 6; Кондратьев В. О войне написано не все. Сборник «Земля рождения, земля судьбы – М., 1987 г.

7. Учитель делает вывод.

Судя по всему, бои были подо Ржевом страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Обратимся к воспоминаниям военноначальников.

8. Воспоминания Г.К. Жукова. Слово дано Рагимовой Наиде, Евтушенко Саше.

      План рассказа.
  1. Факты, в которые трудно поверить.
  2. Расход боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие!
  3. 20.03.1942 года Верховный требует наступления.
  4. Разгромить ржевско-вяземскую группировку врага нереально.
  5. Переход к обороне на этой линии.

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания, размышления – М., 1969 – с. 375-377.

9. Слово учителя.

    Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
    Задание классу: найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

10. Учащиеся зачитывают отрывки из текста, делая небольшие выводы:

  1. Сашка ночью задумал достать валенки для ротного;
  2. «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…»
  3. о порядке на передовой;
  4. вопросы, которые хотелось бы задать пленному;
  5. «Сколько у вас в роте было человек?» - спросил Сашку капитан.

Узнаем, что из 150 в живых осталось 16 за два месяца, что воюет солдат.

Учащиеся делают вывод: за два месяца из каждых десяти погибли девять.

11. Вопросы к классу задает учитель.

  1. Какие же события выбрал автор из 2-х месяцев фронтовой жизни Сашки?
  2. Почему к ним привлек автор наше внимание?

12. Учащиеся перечисляют эпизоды из повести и отвечают на 2-й вопрос:

  1. добыча валенок для ротного;
  2. раненый возвращается в роту проститься и отдать автомат – под огнем;
  3. Сашка ведет санитаров к раненому, потому что они могут не найти бойца;
  4. Сашка берет в плен немца и отказывается расстрелять его;
  5. Встреча с Зиной;
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

13. Сл. Учителя. В. Кондратьев сказал, что проводит своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

1) Вопрос . Выдержал ли Сашка испытание властью?

Ученик пересказывает эпизод с захватом Сашкой пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Боец приказу не подчинился.

Вопросы. Почему? Ведь Сашка давал присягу выполнять приказы командира?

А что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Вывод делают ученики.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной силой может стать эта власть над жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в глазах читателей. Сашка выдержал испытания властью, т.к. он чувствует себя ответственным за все.

Цельной человеческой личностью показал себя и комбат, отменивший приказ о расстреле пленного немца.

2) Вопрос . А выдерживает ли Сашка испытание любовью?

Ученик пересказывает эпизоды зарождения любви Сашки к Зине.

Учащиеся включены в диалог, затем делают вывод, что Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

3) Восстанавливаются эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Учащиеся рассказывают историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Рассказывают о том, как в эвакогоспитале отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и … полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка вину на себя принял.

(Разговор ведется о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки.)

14. Обращение учителя к классу.

Повесть «Сашка» - это произведение о Великой Отечественной войне, где рассказывается не только правда о войне, в этой повести поднимаются нравственные вопросы.

Хочу предложить и попытаться решить одну из нравственных проблем.

Готовясь к уроку, читала статьи, рецензии на повесть «Сашка». Особое внимание привлекла статья И.Дедкова «Пядь ржевской земли» (ж. «Литературное обозрение». 1980. № 5.)

Чтение учителем отрывков из статьи.

«… Надо, Сашок. Понимаешь, надо,» - говорил Сашке ротный…

И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует…

Герой В. Кондратьева привлекателен тем, что, что подчиняясь этому «надо», думает и действует «сверх надобного…

Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем непроизносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров!»

Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного, потому что иначе не может. Вопросы:

1. Вы уверены, что Сашка делает «сверх»?

2.Или это командует совесть?

3.Есть совесть и есть иная совесть. Что же стоит за каждой? У Сашки какая?

В споре, в горячем обсуждении приходим с ребятами к мысли, что нет двух «совестей»: совесть или есть, или ее нет.

15. Слово учителя.

К. Симонов, прочитав повесть «Сашка», писал:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской… Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

Так оценил значение повести В. Кондратьева «Сашка» К. Симонов.

Вопрос к классу.

А как оцениваете повесть вы? (Этот вопрос был дан учащимся на дом).

16. Учащиеся дают устный отзыв о прочитанной повести.

Примерный план отзывов.

Аверина А.

  1. Правдивость, душевность, психологизм.
  2. Книга – размышление.
  3. Суть Сашки.

Смышляева Н.

  1. Сашка – самый любимый литературный герой.
  2. Книга помогла заглянуть в себя.
  3. Завещание потомкам.

Тупчаненко С.

  1. Повесть «Сашка» - лучшее произведение о Великой Отечественной войне.
  2. А выдержала ли я бы эти испытания?
  3. Эта книга учит многому.

Николаева О.

  1. Я по-другому представляла себе войну.
  2. Правда о Великой Отечественной войне не забудется.

Лебедева В.

  1. Сашка-герой военных лет.
  2. Нашему поколению не достает любви к людям.
  3. Повесть В.Кондратьева «Сашка» - современное произведение, очень нужное сегодня.

17. Слово участнице Великой Отечественной войны В.Н. Гриненко.

В.Н. Гриненко рассказала о своей молодости, которая выпала на годы войны. Вера Николаевна прочитала повесть «Сашка». «Я думала, - говорит В.Н. Гриненко, - что ученики, прочитав произведение, не поверят, что такие люди были на самом деле. Сашка – герой военных лет. Он добр, честен, порядочен, он любит людей и жизнь. И таких людей в наше время было много…»

Учащиеся благодарят В.Н. Гриненко за участие в читательской конференции, дарят цветы и книгу.

18. На проекторе слова В.Кондратьева – это обращение к молодежи:

«Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Послесловие: на уроках были задействованы все учащиеся 9 классов, все получили оценки.



Рекомендуем почитать

Наверх