Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Адаптация сенсорная Смотреть что такое "адаптация сенсорная" в других словарях

Стильные 16.02.2024

Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации . Сенсорная адаптация - измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсорная адаптация - это изменение во времени интенсивности ощущения под воздействием раздражителя. Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует времени. Временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

1. Взаимодействие между ощущениями одного вида.

2. Взаимодействие между ощущениями различных видов.

Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствитель­ность анализаторов при их взаимодействии.

Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией .Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организ­ма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Развитие ощущений.

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапном их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, наиболее чувствительны у него губы и вся область рта.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. С третьего месяца жизни ребенок начинает различать лица и предметы. С этого же момента он начинает различать цвет, форму и удаленность предметов.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Развитие ощущений осуществляется методом постоянных тренировок.

Как абсолютная, так и относительная не остаются неизменными, и выражать в постоянных числах их пороги нельзя. Абсолютная и относительная чувствительность, как показали исследования, могут меняться в широких пределах. Например, в темноте обостряется зрение в 200 000 раз, а при сильном освещении его чувствительность значительно снижается. Чувствительность человека в зависимости от окружающей обстановки резко меняется.

Подобные изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации. Это есть не что иное, как изменение чувствительности, которое происходит в результате приспособления органа чувств на раздражитель.

Выражается адаптация в том, что:

  • Чувствительность уменьшается при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей;
  • Чувствительность увеличивается при воздействии слабого раздражителя или отсутствии оного.

Сразу изменение чувствительности не происходит, для этого требуется определенное время, а временные характеристики для разных органов чувств различаются. Нужную чувствительность зрение в темной комнате приобретает через 30 мин. Гораздо быстрее к окружающему фону адаптируются органы слуха – через 15 сек.

Такое явление тепловой адаптации, как привыкание к изменению температуры окружающей среды, известно достаточно хорошо. Но только отчетливо выражено это явление в среднем диапазоне. Привыкание к сильному холоду или сильной жаре почти не встречается. Есть явления адаптации к запахам.

В самом рецепторе происходят процессы, от которых зависит адаптация наших ощущений, например, под влиянием света зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза, разлагается. В то время как в темноте, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, а это приводит к повышению чувствительности.

Явление адаптации связано еще и с процессами, которые протекают в центральных отделах анализаторов. Разная возбудимость нервных центров оказывает влияние на изменение чувствительности. Кора головного мозга при длительном раздражении отвечает внутренним охранительным торможением, в результате чего чувствительность снижается. По мере развития торможения усиливается возбуждение других очагов, а это приводит к повышению чувствительности уже в новых условиях.

Таким образом, адаптация как важный процесс, говорит о большой пластичности организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Факты «окрашенного слуха» хорошо известны в психологии, особенно характерен он для многих музыкантов. Высокие звуки при такой синестезии воспринимаются как «светлые», низкие звуки, как «темные».

Синестезия может быть проявлением одаренности человека и у некоторых людей проявляется с исключительной отчетливостью. Например, А.Р. Лурия подробно изучил субъекта с исключительно выраженной синестезией. Все голоса этот человек воспринимал окрашенными и говорил, что голос может быть «желтым и рассыпчатым». Слышимые тоны вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков от ярко-желтого до фиолетового. Цвета, которые он ощущал, воспринимались им как «звонкие» или «глухие». Как «соленые» или «хрустящие».

Таким образом, взаимодействие ощущений является довольно любопытной и до конца не изученной темой. Тесная взаимосвязь анализаторных систем, с одной стороны налицо. Подтверждением этого является синестезия, но, с другой стороны, есть значительные индивидуальные различия. Не совсем понятным является вопрос, в какой степени их можно развивать.

В более стертых формах подобные явления встречаются довольно часто и проявляются в виде тенденции «окрашивать» в разные цвета числа, дни недели, названия месяцев. Но, как бы ни было, явление синестезии это еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира.

Было бы неправильно думать, что чувствительность наших органов чувств (как абсолютная, так и относительная) остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень больших пределах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В первом случае глаза человека начинают испытывать резь, человек временно “слепнет”, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению. Во втором случае имеет место обратное явление. Человек, который перешел из ярко освещенного помещения или открытого места с солнечным светом в темную комнату, сначала ничего не видит и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям (или сенсорной адаптации), существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно требует известного времени и имеет свои временные характеристики. Существенно, что эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Выделяется три разновидности явления адаптации (А. В. Петровский и др.):

  • 1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
  • 2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
  • (Эти два вида адаптации объединяют термином “негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
  • 3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сен-сорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздра-жителя. Например , временное снижение чувствительности зрительного анали-затора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Примеры. При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувст-вителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения на черном фоне, то они будут видны одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета.

Красный цвет способен оказывать стимулирующее влияние в основном только на колбочки. Ношение очков с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того, что на палочковое зрение красный цвет практически не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в темноте, при красном свете сохраняется.

Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие – низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, распо-ложенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адап-тация, следом идут слух, обоняние и вкус.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интен-сивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецеп-тора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие орга-ны чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздраже-ния других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

§ взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;


Рис.7. Взаимодействие ощущений

§ физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

§ ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специаль-ной установкой на различение определенных раздражителей;

§ упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вку-совую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

Явление адаптации занимает важное место в процессе взаимодействия индивида со средой. В психологию термин «адаптация» пришел из биологии. В настоящее время в психологии под адаптацией понимают совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования. Сенсорная адаптация - это один из видов таких приспособительных реакций, касающийся работы сенсорных систем. Таким образом, сенсорная адаптация - это приспособление сенсорных систем к характеристикам воздействующего в течение некоторого времени раздражителя, в результате которого происходит изменение чувствительности к этому раздражителю. Изменение чувствительности под воздействием раздражителя может происходить в разном направлении. В зависимости от этого разделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная адаптация имеет место, когда происходит либо полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя, либо притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Такая адаптация называется негативной, так как в результате ее снижается чувствительность сенсорной системы. Позитивной адаптацией называют повышение чувствительности иод влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптацию не стоит путать с привыканием и сенсорным утомлением. При адаптации происходит реальное изменение в работе сенсорной системы, при привыкании мы не перестаем ощущать раздражитель, мы перестаем обращать на него внимание. Сенсорное утомление - это процесс временного снижения возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшение сенсорных функций. Причиной сенсорного утомления является длительное и (или) интенсивное воздействие стимула, приводящее к истощению, сокращению физиологических резервов и переходу на энергетически менее выгодные виды реакций. Если речь идет об адаптации, подразумевается целенаправленная системная реакция сенсорной системы, ориентированная на приспособление к действующему раздражителю с целью обеспечения возможности дальнейшего функционирования.

Изменение чувствительности, осуществляющееся по типу адаптации, происходит не сразу, оно требует времени, имеет свои временные характеристики и зависит от модальности. Разные сенсорные системы по-разному адаптируются к воздействию. Например, весьма подвержены адаптационным эффектам температурные, кожные, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Считается, что на температурную адаптацию впервые указал английский философ Джон Локк . Ему приписывается авторство такого опыта: если опустить правую кисть в воду, температура которой равна 40°С, а левую - в воду, температура которой равна 20°С, то очевидно, что правая рука будет чувствовать тепло, а левая - холод. Но уже через несколько минут наступает термическая адаптация, и ни правая, ни левая кисти не испытывают никаких ощущений. Если после наступления адаптации опустить кисти обеих рук в воду, температура которой равна 33°С, то правая рука, адаптировавшаяся к теплой воде (в 40°С), будет воспринимать ее как холодную, а левая рука, адаптировавшаяся к холодной воде (в 20°С), будет воспринимать ее как теплую. Именно с термической адаптацией мы имеем дело, подходя к воде и пробуя ее кончиками пальцев, мы сначала испытываем ощущение очень холодной воды, но постепенно привыкаем и получаем удовольствие от купания. Однако тепловая адаптация - приспособление к изменению температуры - выражена отчетливо лишь в среднем диапазоне температур.

При длительном воздействии вкусовых раздражителей происходит снижение чувствительности, которое зависит от характера этого раздражителя: быстрее негативная адаптация возникает к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким . Во вкусовой модальности известны случаи, когда адаптация к высокой концентрации одного вещества приводит к тому, что при применении того же вещества, но в малом количестве приводит к появлению противоположного вкуса - «антивкуса». Применение нескольких вкусовых раздражителей одновременно или последовательно дает эффект вкусового контраста , или смешения вкусов. Например, после адаптации к вкусу поваренной соли (т.е. хлористому натрию) применение соли вызывает вкус кислого и (или) горького, адаптация к горькому повышает чувствительность к кислому, адаптация к сладкому повышает чувствительность всех других вкусовых раздражителей .

Быстро наступает адаптация к кожным ощущениям, а именно ощущениям давления и прикосновения. Это проявляется в том, что мы скоро перестаем замечать давление одежды или украшений (часов, браслетов, колец) на кожу. Опыты показали, что уже через 3 с ощущение давления составляет только 1/5 той силы, которую оно имело сейчас же после прикосновения.

Адаптация вибрационной чувствительности осуществляется гораздо медленнее, чем адаптация к прикосновению и давлению. Дж. Ф. Хан измерял эффект адаптации к вибрации и установил, что в зависимости от частоты вибрации адаптация наступает в среднем от 10 до 25 мин .

Чрезвычайно быстро наступает адаптация и в обонятельных ощущениях. Часто, заходя в незнакомый дом, мы поначалу ощущаем его запах, но со временем этот запах перестает нами ощущаться, или, входя с улицы в плохо проветренную комнату, в первое мгновенье мы часто ощущаем неприятный запах, но также уже через несколько минут он перестает ощущаться. Скорость адаптации к запахам зависит от его химического состава, концентрации вещества в воздухе и длительности. Например, к запаху йода полная адаптация наступает через 50-60 с, к запаху камфоры - через 1,5 мин. Для полного восстановления обонятельной чувствительности нужен перерыв от 1 до 3 мин . В обонятельной модальности очень силен эффект перекрестной адаптации, когда длительное воздействие какого- либо запаха вызывает повышение порога его ощущения и одновременно понижение порога ощущения другого пахучего вещества.

Для слуха характерна малая степень адаптации. Наиболее изучена адаптация к силе звукового раздражителя, в результате которой происходит изменение в ощущении громкости этого стимула. По данным фон Бекеши, при воздействии стимулом частотой в 200 Гц в течение 15 мин порог так и не изменился . На величину слуховой адаптации влияют многие переменные, среди которых большое значение имеют частота и интенсивность звукового стимула. Долгое время считалось, что адаптация в слуховой модальности одинакова при всех значениях интенсивности, однако относительно последние эксперименты демонстрируют, что при высоких значениях интенсивности звукового сигнала адаптация крайне невелика . В экспериментах Хелмана, Мискевича и Чарфа было показано, что после воздействия стимула в 5 дБ в течение 6 мин происходит снижение ощущения громкости на 70%, а иногда и 100%, для стимула в 40 дБ - уже на 20%, а при больших значениях ощущение громкости остается практически неизменным. Также этими авторами было показано, что величина адаптации в слуховой модальности возрастает по мере увеличении частоты (а следовательно, и воспринимаемой высоты) звукового сигнала .

В слуховой модальности адаптация может приводить как к повышению, так и к понижению чувствительности к действующему раздражителю. Если слуховая система адаптировалась к действующему раздражителю, то ее чувствительность к различению двух раздражителен повышается по сравнению с неадаптированным состоянием .

Одной из наиболее изученных является адаптация в зрительной модальности. В зрительной модальности адаптация может быть как негативной, так и позитивной. В общем виде зрительная адаптация представляет собой приспособление зрительной сенсорной системы к различным уровням освещенности. Чувствительность к свету при зрительной адаптации резко повышается в темноте (тогда речь идет о темповой адаптации, которая является позитивной), что делает возможным восприятие очень слабых источников света, и понижается при переходе от меньшей освещенности к большей (в этом случае идет речь о световой адаптации, которая является негативной).

При световой адаптации световая чувствительность снижается, но вместе с тем обостряется реакция на пространственную и временную диффе- ренцировку объектов. Световая адаптация происходит достаточно быстро, в среднем 1-2 мин.

Ярким примером темновой адаптации является ситуация, когда, попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит и через 2- 3 мин начинает только различать предметы в этой комнате. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 мин примерно в 200 тыс. раз. В среднем же темновая адаптация достигается от 30 до 60 мин. Периодические замеры нарастающей в сохраняющейся темноте светочувствительности (с интервалом 5-10 мин) позволяют построить кривую темновой адаптации. Световые пороги зрительной адаптации у здоровых людей широко варьируют, поэтому при ее оценке пользуются полосой нормы (рис. 1.7). С возрастом светочувствительность изменяется: она максимально высока у 20-летних и после этого возраста начинает снижаться, достигая к старости минимальных значений. Диапазон освещенности, в пределах которого осуществляется зрительная адаптация, огромен; в количественном выражении он измеряется от миллиарда до нескольких единиц. Для удобства сопоставления данных обычно манипулируют не этими цифрами, а их десятичными логарифмами. В логарифмических единицах (лог. ед.) пределы рассматриваемых границ делятся всего на десять уровней (от 0 до 9), и тогда нулевому уровню будет соответствовать lgl, первому - lglO, второму - IglOO и т.д. до девятого уровня.

Проприоцептивные ощущения подвержены адаптации в слабой степени или не подвержены вообще, так как даже если мы двигаем конечностями в течение длительного периода (например, сна) наше ощущение об их взаимном положении все равно остается сохранным на одном и том же уровне. То же самое касается адаптации к болевым стимулам. Боль сигнализирует о разрушении органа, и, следовательно, адаптация к боли может привести к гибели организма. Не наступает адаптации и к висцеральным ощущениям, особенно к жажде и голоду .

Рис. 1.7. Кривая темповой адаптации и ее полоса нормы: зависимость величины порога от времени 1

Повышение чувствительности в результате действия раздражителя возможно не только при адаптации сенсорной системы. Если повышение чувствительности происходит вследствие упражнения, то тогда говорят о сенсибилизации. Например, опытные водители по шуму работающего двигателя могут определить наличие сбоев в его работе, а профессиональные колористы различают до 50 оттенков цвета, которые нетренированные люди будут воспринимать как одинаковые. А. Р. Лурия отмечает принципиальное отличие сенсибилизации от адаптации. В процессе адаптации чувствительность может меняться в обе стороны, в процессе сенсибилизации, как уже отмечалось, происходит исключительно повышение чувствительности (и понижение порога, соответственно). Также изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, а при сенсибилизации - преимущественно от изменений самого организма - физиологических или психологических 1 .

Часто (но не всегда) сенсибилизация имеет место либо вследствие профессионального упражнения, либо вследствие компенсации дефекта какой-либо сенсорной системы. Сенсибилизация в результате дефекта сенсорной системы проявляется как повышение других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, и у них в значительной степени развито осязание. Сенсибилизация наступает даже при тяжелых дефектах, например при слепоглухонемоте, которая определяется как врожденная или наступившая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых. Однако при специальной организации воспитания и обучения такие дети со временем научаются читать и получают полноценное образование, а их тактильная чувствительность развивается в сильной мере . Одним из наиболее иллюстративных примеров является случай слепоглухой Скороходовой Ольги Ивановны , которая могла узнать человека и понять то, о чем он говорит, держа руку на горле говорящего. Эти случаи показывают, что различные виды чувствительности взаимосвязаны .

Для лиц, лишенных возможности слуха, большое значение приобретают вибрационные ощущения. Известны случаи, когда глухие люди были способны воспринимать музыку, отличать одно музыкальное произведение от другого, кладя руку на крышку инструмента (например, рояля) или садясь спиной к сцене, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Еще большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей; на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля . Особое значение вибрационные ощущения имеют при обучении глухих и слепоглухонемых речи. Некоторые вибрации, возникающие при речепроизнесении, улавливаются глухим при прикладывании ладони к шее говорящего, его рту, лицу, а также посредством специальных устройств, включающих микрофон, усилитель и вибратор . С некоторыми из слепоглухих удается разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой но иолу; они ощущают вибрации и понимают все, что им передают. Сенсибилизация может быть результатом взаимодействия ощущений. Проблему взаимосвязи ощущений рассмотрим в следующем параграфе.

  • Шиффмап X. Р. Ощущение и восприятие. С. 675.
  • Лльтнер X. Физиология вкуса // Основы сенсорной физиологии / под ред. Р. Шмидта.С. 237-247.


Рекомендуем почитать

Наверх