Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Описание Ивана - крестьянского сына. Внешность Ивана Характеристика ивана из сказки чудо юдо

Мужские прически 27.03.2021
Мужские прически

У русского народа много сказок, одна из них - Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага - главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Из сказки "Чудо-юдо", в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, - это кладезь народной мудрости.

Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.

Значение имени в древней Руси

В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.

Семья Ивана

В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.

Почему дети решили сразиться с чудовищем

Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

Как проявили себя братья главного героя

Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.

Почему Иван отправился на битву один

Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?

Борьба с чудовищем

Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.

Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

Последний бой

Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?

Предательство братьев и реакция Ивана

Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

Окончательная победа

Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался - не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.

Иван - крестьянин и христианин

Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они "с утра до ночи трудились". А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, "пшеницу сеять" и "поле пахать". Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана - труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово "крестьянский" ведет свое происхождение от слова "христианский", которое, в свою очередь, произошло от "христианин". Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.

Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.

На этом завершается характеристика героя сказки "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо". Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.

Наверное, не найдется в России человека, который бы хоть раз в жизни не слышал русской народной сказки. Любимые народные истории передаются из поколения в поколение, приучая людей с самого детства к устному народному творчеству. Именно сказки повлияли на создание множества мультиков, фильмов и спектаклей. Главные герои не только олицетворяют общую картину мира, но и обучают, а также наглядно показывают слушателю положительные и отрицательные стороны своего характера. Так, в знаменитом русском сказании о Чуде- юде описание Ивана крестьянского сына показывает, что даже самый младший и недооцененный ребенок, может с легкостью превратиться в настоящего героя.

Образ Ивана в русских сказаниях

Многие любители народного творчества могут заметить, что имя Иван самое распространенное в русских былинах и сказаниях. В фантастических народных историях образ Ивана олицетворяет бесстрашие и отвагу, ведь он без сомнения убивает всех врагов. Нередко это имя ассоциируют с обычным деревенским парнем, который, несмотря на свою простоту, добивается больших успехов.

Иногда образ Ивана имеет некий показатель лени и слабоумия. Однако во всех сказках Иван выступает в качестве положительного героя, который меняется в лучшую сторону и раскрывается совершенно по-другому. Если рассматривать описание Ивана - крестьянского сына, то можно заметить, что с самого начала герой показался достаточно слабым, раз его не хотели брать с собой, но храбрым и упрямым. Его не остановил страх перед чудовищем, а чувство долга перед родиной заставило юного крестьянина отправиться в бой.

Чтобы составить точное описание Ивана-крестьянского сына и Чудо-юда, нужно обратиться к самому народному сказанию. История носит фантастический характер, но вполне реальную человеческую храбрость. Народное сказание начинается с описания жизни обычных крестьян, которые трудились на полях не покладая рук, пока не пришла в царство беда.

Чудовище, которого не видывал свет, стало нападать и уничтожать города и села. И вот в одной из семей решили два брата пойти и защитить свое государство, младшего брата Ивана брать не хотели, но парень не отступал и напросился в поход. Дойдя до места боя, братья устроили привал и договорились дежурить по очереди. В первую же ночь первый брат собрался дежурить, но уснул, и Ивану пришлось самостоятельно вести бой с чудовищем.

На вторую ночь остался дежурить второй брат и тоже задремал, а Иван опять дрался с Чудом-

юдом в одиночку. Чем больше юноша отрубал голов, тем больше их становилось с каждым днем. На третью ночь настала очередь самого Ивана. Но у чудовища было столько голов, что парень не мог справиться в одиночку. Звал он старших братьев на помощь, но они не спешили - спали, пока Иван шапку не бросил.

Одолели три брата Чудо- юдо и решили уже домой возвращаться. Но младший брат почувствовал неладное и решил вернуться на место битвы и, переплыв реку, увидел царство чудовища. Подойдя к месту жительства Чуда- юда, Иван услышал, что там жили мать и жены невиданного существа, которые готовили коварный план погубить братьев. Внимательно выслушав все коварные идеи, Иван вернулся к братьям, и они отправились домой. Младший брат помог обойти все ловушки чудовищ и благополучно вернуться домой. Нужно заметить, что если бы не Иван - крестьянский сын (описание героя подробно рассмотрим в этой статье), то братья бы пали от лап чудовища еще в начале сказки.

Семья героя

Рассматривая общую картину жизни Ивана, нужно отметить, что он рос в обычной крестьянской семье с отцом и матерью и двумя старшими братьями. Удивительно, но имена старших братьев в самом сказании не указаны, что выделяет Ивана из общего народного рассказа. Хорошо прослеживается уточнение социального статуса парня: Иван - крестьянский сын. Описание главного героя с самого начала показывает, что юноша был небогат материально, но очень богат внутренне.

Именно бесстрашие и желание помочь своей семье подтолкнули Ивана отправиться в поход вместе с братьями. Родители не стали удерживать сыновей, понимая, что, если ничего не предпринять, могут погибнуть все.

Безответственность

Как ни странно это звучит, но, прибыв на место боя, старшие братья поступили весьма непредусмотрительно. Распределив ночи дежурств, в первую же ночь первый брат засыпает, показывая себя с безответственной стороны, но не Иван, который всю ночь не смыкал глаз. Даже увидев то, что старший брат спит, юноша не стал его будить, а взялся сражаться с чудовищем в одиночку. Это показывает глубокое уважение младшего по отношению к старшему.

Отслеживая описание Ивана-крестьянского сына и Чудо- юда, можно увидеть смелость, храбрость и желание победить врага у первого, а также коварство и силу второго. Но даже победив его, Иван не стал попрекать брата в неосмотрительности, показывая самоотдачу в любой ситуации.

На вторую ночь средний брат поступил точно так же, как старший. Вместо того чтобы стоять на страже, он просто уснул, забыв о том, что случилось в первую ночь. Пришлось Ивану самому сражаться и во вторую ночь, даже несмотря на то, что у чудовища было еще больше голов, чем прежде, он не побоялся и вновь вступил в бой.

Предательство

На третью ночь настало время Ивана следить за чудовищем. И вот в полночь показалось Чудо- юдо , еще сильнее и злее. Долго продолжался бой между ними. Сложная была битва, и Иван почувствовал, что одному ему не справиться. Он отрубал головы чудовищу, а их становилось еще больше. Стал Иван звать на помощь братьев, но ни один не откликнулся, крепко спали они. Снял юноша рукавицы и стал бросать в домик, где отдыхали старшие. Но они не откликались. Тогда бросил Иван шапку, и только тогда нарушил крепкий сон братьев, и они пришли ему на помощь и вместе дружно одолели чудище.

Нужно отметить, что ни один из старших братьев не проявил благодарность Ивану и не пошел на дежурство вместе с ним. А он, в свою очередь, попросил братьев о помощи, только понимая, что если не справится, то погибнут все. Это дает наглядный пример, каким был Иван - крестьянский сын. Описание его действий характеризует героя как доброго и отходчивого парня, который не думал о себе в момент сражения, а беспокоился за судьбы людей в своем городе. Он не обвинял своих братьев в предательстве и безответственности, а разделил с ними радость победы.

Хитрость

Победа над злым чудищем казалась окончательной. Но Иван понимал, что где-то за рекой есть царство злодея. Когда братья засобирались домой, юноша попросил время, чтобы пойти на место боя и отыскать платок. Это показывает, каким был Иван - крестьянский сын. Описание героя говорит, что он был далеко не глупым человеком и, несмотря на юный возраст, мог думать и анализировать ситуацию. Отправившись в царстве чудища, Иван оказался прав.

У чудовища были две жены и мать, которые планировали месть ненавистным братьям. Услышав все запланированные пакости, Иван вернулся к братьям и не сказал ни слова. Они отправились домой, а по пути младший брат всячески отводил их от всех невзгод, не дав коварным мстителям погубить их. Это показывает, что Иван достаточно скромен и не стал показывать то, что он все предусмотрел заранее. Они спокойно дошли до дома и стали героями.

Даже краткое описание Ивана - крестьянского сына показывает всю картину доброго и нетщеславного парня. Он действовал исключительно в интересах жизни своей семьи и своего народа, не ожидая похвалы и одобрения.

Описание Ивана - крестьянского сына

Рассматривая общую картину сказки, можно заметить, как растет в глазах слушателей Иван. В начале сказки он предстает как самый младший. Этим автор хотел подчеркнуть юность главного героя, который «напросился» со своими братьями, а это означает, что возраст героя не подходил под стандарт русского мужчины, способного на сражение. Уже позже в сказке отмечается чуткость молодого парня, который увидел, что старший брат заснул. - крестьянского сына дает понять, что парень, несмотря на возраст, умел принимать самостоятельные решения. Он не стал будить ни одного из братьев, а сам ринулся в бой.


Главный герой демонстрирует, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы быть храбрым и
отважным. Отчетливо герой показывает уважение к старшим, которых во все времена уважали и почитали. Иван не принял поступок братьев за предательство, а с уважением отнесся к безответственности старших.

После последнего боя Иван проявляет смекалку и остроту ума. Он решает проверить, а действительно ли бой окончен, и отправляется в царство чудовища. Благодаря этому он очередной раз спасает братьев и не требует похвалы и признания, что показывает скромность главного героя и его желание помогать безвозмездно. из сказки служит не только захватывающим сказанием, но и показателем настоящего мужчины. Герой наделен невероятным количеством положительных сторон, которые присущи человеку во все времена.

Внешность Ивана

Благодаря знаменитой сказке можно представить подробное описание Ивана - крестьянского сына, но не его внешности. Ведь сказание позволяет слушателю самому вообразить главного героя и построить гипотезу о его внешнем виде. Так как Иван - самый младший сын, то можно предположить, что это парень невысокого роста или юноша в самом рассвете сил.


Братья отправляются из отчего дома, что означает отсутствие специализированной одежды для войны. Поэтому, скорее всего, Иван был одет в обычную крестьянскую рубашку, штаны и лапти. На голове, судя по сказанию, у Ивана шапка. Художники изображают главного героя по-своему, ровно так же, как и слушатель восхитительного народного творчества. Поэтому описание внешности Ивана - крестьянского сына не имеет однозначного образа.

Вывод

Народные сказки всегда являлись примером поведения, формируя в каждом человеке общую картину мира и поступков. Именно поэтому сказки так важны для каждого человека, будь то маленький ребенок или уже взрослый слушатель. Описание Ивана - крестьянского сына дает людям прекрасный пример того, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы, несмотря на возраст и социальное положение, уметь легко превратиться из простого крестьянина в настоящего героя.

опишите образ ивана крестьянского сына из сказки Иван крестьянский сын и чудо юдо и получил лучший ответ

Ответ от Nina baсlanova[гуру]



nina baсlanova
Высший разум
(224428)
Если у Вас ко мне какое-то дело, пишите на почту. Комментарии не предназначены для общения не по теме вопроса.

Ответ от Анчар [гуру]
Зачем?


Ответ от Даниил Кифорчук [новичек]
Когда пришла беда, Иван не остался дома со стариками-родителями, а увязался за старшими братьями биться с чудом-юдом, чтобы освободить родную землю.
Он трижды победил многоголовое чудо-юдо благодаря своей храбрости, отваге и силе. Пока его братья ночью в дозоре засыпали, Иван не спал и выходил на битву с чудищем. Парень был с хитринкой и предвидел, что дело добром после победы не закончится, поэтому подслушал, какие козни готовят жёны и мать чуда-юда. По дороге домой он спас братьев от коварства превратившихся в яблоньку, колодец и мягкий ковёр с подушками злых и мстительных женщин.
Иван -- настоящий положительный герой русской сказки, смелый, находчивый и любящий свою землю, которую освободил от поганого чуда-юда.


Ответ от КАtie [новичек]
1. Иван - был самым младшим из трёх братьев.
2. Почти с первых строк сказки мы видим, что Иван очень решительный и упрямый человек. Изначально, биться с Чудо - Юдо собирались старшие братья Ивана. Ивана они решили оставить дома с родителями, так как считали его ещё молодым для этого. Но Иван не согласился с решением братьев и отправился вместе с ними.
3. Иван очень ответственный и бдительный. Это проявляется в том эпизоде, где братья приходя биться с Чудо-Ю. просто засыпали. Иван не полагался на них, а сам отправился посмотреть.
4. Иван смелый и отважный, привыкший рассчитывать на себя. Когда Иван увидел, что братья спят во время дозора, он не стал их беспокоить, так как скорее всего понял, что на братьев нельзя положиться и сам принял бой.
5. Ивана на страшит опасность. С каждым новым боем у Чудо-Ю. появляются новые головы, но Ивана не останавливает это.
6. Иван не глупый, а наделённой мудростью. Если вспомнить его разговор с Чудо-Ю по, многие его фразы похожи на пословицы " Не узнал доброго молодца - нечего срамить его!", " Не хвались, прежде за дело примись", "Погоди, чудо-юдо, хвалиться: как бы тебе не осрамиться!"
....
Иван - положительный персонаж. В сказке представлен, как борец за народ, за Землю - матушку. Иван храбрый, бесстрашный, решительный. И если считать, что герои - это те, которые творят добрые и благие дела на пользу другим и ничего не требуют взамен, то Ивана можно считать героем.

Разделы: Литература

Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2) , учебник под ред. В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, - говорил М.Горький. (Слайд 1 )

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись )

Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” - сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2 )

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3 )

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося ) (Слайд 4 )

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых . Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем . Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп )

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8 )

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно , это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1 )

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2 )

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван - герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу )

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

- Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)

Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси - есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем(Слайд 17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание (Слайд 18)

  • Записать интервью с литературным героем сказки “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.


Рекомендуем почитать

Наверх