Петроград перед самой войной был объят революционными. Обдмпн дхиб ч уфтбое

Для девочек 30.01.2024

Документык урокам. История России 1914- нач. XXIв.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале XX в., царское прави­тельство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин. Какой результат имела реализация этого плана в начале войны? Укажите не менее трех причин такого развития событий. Назовите одно основное последствие этой войны для внутреннего положения России.

№ 2. Из воспоминаний М.В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцес­сами...

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен извест­ный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице... Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совер­шенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной ор­ганизации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное со­действие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем органи­зации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства».



С1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в вос­поминаниях. Кто был правителем страны в этот период?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин вступления России в эту войну.

№ 3. Из Манифеста российского императора.

«Немного дней тому назад Манифестом Нашим оповестили Мы рус­ский народ о войне, объявленной Нам Германией.

Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажив­шая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России...

Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мир­ской славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело. В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить на­конец вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию».

С1. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну. Укажите два государства, именованные в документе «доблестными союз­никами».

С2. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщи­цей мировой смуты «? Укажите не менее двух причин.

С3. Приведите любые три факта, подтверждающих мнение большин­ства современных историков о наличии глубинных причин начала войны и отсутствии «глубокого мира» в тот период.

. Тема 2. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ 1917-Й: СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

№ 4. Из доклада министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной комиссии.

«...Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль..., пути сообщения - в полном расстрой­стве..., двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах приве­ло к ужасающим беспорядкам... Наборы обезлюдели деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность, ощутился громадный недоста­ток рабочей силы, пополнялось это пленными и наёмным трудом персов и китайцев. Общий урожай в России превышал потребность войска и на­селения, между тем, система запретов вывоза - сложная, многоэтажная, реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали места­ми голод, дороговизну товаров и общее недовольство... Многим казалось, что только деревня богата, но товара в деревню не шло, и деревня свое­го хлеба не выпускала... Таксы развили продажу из-под полы, получилось мародёрство... Армия устала, недостатки всего понизили ее дух, а это не ведет к победе...»

С1. О каком времени говорится в приведённом фрагменте докумен­та? О каких событиях в нём идёт речь?

С2. Какие социальные группы наиболее страдали в сложившейся си­туации? Назовите не менее двух групп.

С3. К каким последствиям привело описанное положение страны? Укажите не менее трёх последствий

№ 5. Из телеграммы генерала С.С. Хабалова.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на мно­гих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорва­лась к Невскому, откуда была разогнана. Насильственные действия выра­зились разбитием стекол в нескольких лавках и трамваях. Оружие войска­ми не употреблялось».

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.

Из воспоминаний М. В. Родзянко

«Петроград перед самой войной был объят революционными
эксцессами...

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда меж-
дународное политическое положение стало угрожающим, когда
маленькой братской нам Сербии - могущественной соседкой Авс-
тро-Венгрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для
нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное
волнение в столице.

<...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны,
я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало
на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархиче-
ского начала и престижа царской власти, правительство полагало,
что войну должно и могло выиграть только одно оно - царское
правительство, без немедленной организации народных сил в целях
объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это
убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа
здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война,
какие последствия могут быть от поражения России и насколько
необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни
средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная
точка зрения неправильно понятых своих государственных задач,
постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать
почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней и внешней политики нашего правительства...»

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные причины Первой мировой войны? Когда она началась?
  • 2. Когда произошла Февральская революция, чем она завершилась?
  • 3. Как вы охарактеризуете деятельность Временного правительства?
  • 4. Являлась ли Октябрьская революция закономерным этапом в развитии страны?
  • 5. Какие декреты и постановления были приняты II Всероссийским съездом Советов?
  • 6. Каковы основные этапы Гражданской войны?
  • 7. Каковы основные итоги Гражданской войны?

Аналитические вопросы

  • 1. Была ли Россия готова к Первой мировой войне?
  • 2. Как складывались для России военные действия в ходе Первой мировой войны?
  • 3. Существует точка зрения, что причины Февральской революции - в неспособности правящей элиты разрешить насущные вопросы российской действительности: аграрный, рабочий, национальный и др. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
  • 4. В чем причина политической беспомощности Временного правительства?
  • 5. Считаете ли вы события 1917 г. государственным переворотом или революцией?
  • 6. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность избежать Гражданской войны?
  • 7. Что представляла собой политика военного коммунизма? Была ли она оправдана в сложившихся условиях?
  • 8. С какой целью союзники по Антанте решились на военную интервенцию в Россию, охваченную Гражданской войной?

Задания по анализу исторических источников

1. Прочитайте фрагмент из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами <...> Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроений жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

<...> Я смело утверждаю, что в начале трехлетней войны это убеждение не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Каковы причины вступления России в войну, о которой идет речь в документе?
  • 2. Ограничивались ли ошибки царского правительства только теми, что указаны в документе?
  • 2. Прочитайте фрагмент из телеграммы генерала С. С. Хабалова , командующего войсками Петроградского военного округа.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана».

Ответьте на вопрос.

Какие последствия имели описанные в телеграмме события? Дайте развернутую характеристику.

3. Прочитайте текст.

«<...> Те, кто задавался целью уничтожить русскую государственность, стремились прежде всего разрушить армию и, как ее основу - обаяние Государева имени и ее офицерский состав».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Пользовался ли на ваш взгляд, Николай II популярностью в действующей армии?
  • 2. Согласны ли вы в целом с вышеприведенным утверждением?
  • 4. Прочитайте фрагмент из выступления В. И. Ленина.

«<...> 2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства <...>

Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний <...>

Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве <...> Разъясните массам, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства <...> Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов <...>

6. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране... Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Почему эти ленинские тезисы получили название Апрельских?
  • 2. Чем характеризовалась политическая ситуация в России в момент написания тезисов?
  • 3. Какие задачи ставил В. И. Ленин перед партией большевиков? Чем характеризовалась тактика их действий?
  • 5. Прочитайте текст.

«Позорное поведение некоторых войсковых частей, как в тылу, так и на фронте, забывших свой долг перед родиной, поставив Россию и революцию на край гибели, вынуждает <...> принять чрезвычайные меры для восстановления в рядах армии порядка и дисциплины.

В полном сознании тяжести лежащей на нем ответственности за судьбы родины, <...> признает необходимым:

  • 1) восстановить смертную казнь на время войны для военнослужащих за некоторые тягчайшие преступления;
  • 2) учредить для немедленного суждения за те же преступления военно-революционные суды из солдат и офицеров».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Какой орган государственной власти принял это постановление и какого числа?
  • 2. Какие последствия для военных действий имело принятие этого постановления?
  • 6. Прочитайте фрагмент из воспоминаний Н. И. Махно.

«То обстоятельство, что двум политическим партиям - большевиков и левых эсеров - посчастливилось стать во главе революции; что эти партии умело подошли к широким трудовым массам в деревне и городе и организованно овладели ими, - это обстоятельство в значительной степени помогло им лишить профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты и производственные кооперативы трудящихся возможности развиваться в духе подлинной революционной хозяйственности, возможности создать из этих организаций исходный пункт <...> в борьбе с контрреволюцией <...>

(Широким массам. - Прим, авт.) легко будет убедиться в том, что, совершая революцию, борясь и умирая за нее, они прежде всего приносят пользу политическим партиям, которые управляются особой интеллигентской кастой; а (каста. - Прим, авт.) чужда идеалов широких трудовых масс <...>

После всего передуманного во мне еще более укрепилась мысль о необходимости стараться, чтобы трудовое крестьянство и пролетарии города заботились о себе сами, непосредственно у себя на местах <...>»

Ответьте па вопросы.

  • 1. В каких общественных, хозяйственных организациях искали опору анархисты?
  • 2. Какие политические силы, кроме большевиков, участвовали в Гражданской войне в России?
  • 3. Как сложилась историческая судьба махновского движения?

Учебная игра «Конкурс презентаций»

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой команде предлагается сделать презентацию о причинах, ходе и основных итогах Первой мировой войны; движущих силах Февральской революции; особенностях Октябрьской революции; причинах, ходе и итогах Гражданской войны.

Презентации оцениваются остальными членами группы. Побеждает команда, получившая высокую оценку преподавателя и большей части учебной группы.

Учебная игра «Эрудит»

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой из команд предлагается поочередно ответить на вопросы. В случае если отвечающей команде это сделать не удается, на помощь приходят другие команды, которым засчитываются соответствующие баллы. В конце игры подводятся итоги, победившая команда получает право на учебные преференции.

Примерный перечень вопросов

  • 1. Каким основным законом регулировалось государственное устройство России в начале XX в.?
  • 2. Призывались ли в русскую армию начала XX в. иноверцы?
  • 3. Что представлял собой знаменитый Брусиловский прорыв?
  • 4. Армии каких стран принимали участие в боях на Восточноевропейском фронте Первой мировой войны?
  • 5. Кто был главнокомандующим русских войск в Первой мировой войне?
  • 6. С чем были связаны поражения русской армии?
  • 7. После Февральской революции Государственная дума продолжала функционировать?
  • 8. Кто возглавлял Временное правительство?
  • 9. Что означало двоевластие, установившееся в послефевральский период?
  • 10. Где находился Ленин в период Февральской революции - в России или в эмиграции?
  • 11. Как оценивала большевистская партия Февральскую революцию?
  • 12. Чем завершилось июльское (1917) наступление русской армии?
  • 13. Чем объяснялась растущая популярность большевистской партии в иослс- февральский период?
  • 14. Могли своевременной созыв Учредительного собрания изменить политическую ситуацию в стране?
  • 15. Гражданская война в России была связана с приходом большевиков к власти?
  • 16. Имело ли Белое движение шансы на успех в борьбе с большевиками?
  • 17. Каких наиболее известных командующих Белого движения вы знаете?
  • 18. Н. И. Махно но своим политическим убеждениям был большевиком или эсером?
  • 19. Каковы основные итоги Гражданской войны?
  • 20. Достигла ли политика военного коммунизма поставленных целей?

Благодаря попустительству Правительства, препятствий эта пропаганда не встречала, и кроме указанных мотивов упорно сеялась преступная идея пораженчества, успеху которой способствовала неуверенность русского общества в том, что Правительство способно довести войну до победного конца.

Петроград в 1914 году, перед самой войной, был объят революционными эксцессами. Эти революционные эксцессы, возникшие среди рабочего населения Петрограда, часто влекли вмешательство вооруженной силы; происходили демонстрации, митинги, опрокидывались трамвайные вагоны, валились телеграфные и телефонные столбы, устраивались баррикады.

Не подлежит никакому сомнению, что и волнения среди фабрично?рабочего класса были результатом деятельности Герман?ского Генерального Штаба. Так, например, произошли загадочные отравления работниц на табачных фабриках в Петрограде, которые не были раскрыты и так и остались загадками. Забастовки возникали и организовывались без всяких видимых причин, и только теперь стало ясно, где лежал корень всех этих событий. Надо было окончательно разложить и развратить русскую промышленность перед войной и внести непоправимую смуту в русское общество. Семена большевизма на почве разжигания классовой ненависти сеялись, очевидно, щедрою рукою, и эта пропаганда, которую не поняли и с которой никто не боролся, конечно, сыграла видную роль в подготовке к Русской революции.

Все это происходило во время посещения России представителем дружественной нам державы - Президентом Французской Республики Пуанкарэ.

Волнения в столице были настолько сильны, что Президент вынужден был ездить по городу в сопровождении значительного военного конвоя. То же самое, хотя, разумеется, в меньшем мас?штабе, происходило и на местах. Велась энергичная агитация среди крестьян на почве земельных отношений, и нельзя не отметить си?лу и влияние этой агитации. Землевладельцы должны хорошо помнить те условия, в которые были поставлены они, в виду частых волнений сельских рабочих и их постоянных забастовок в горячую пору. Справедливое стремление к увеличению площади своей пахотной земли получило совершенно неправильное направление, под влиянием той же агитации, и назвать состояние умов русской деревни в то время спокойным - было бы большой ошибкой, и, конечно, германская агитация велась на этой почве весьма широко. Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Я был в это время за границей, в Германии, но, к счастью, мне удалось избежать немецкого пленения.

Вся германская пресса, очевидно, в целях подготовления общественного мнения Германии к войне, на все лады трубила о полном разложении России. Все газеты утверждали, что революция у нас вспыхнет не сегодня - так завтра, на все лады обрисовывалось возрастающее влияние Wundermonch?а (Чудомонаха) Распутина, ненавистного стране, но приобретшего исключительное влияние на Русскую Императорскую Чету и т.д. и т.п. Императорскую Чету и т.д. и т.п.



Рекомендуем почитать

Наверх