Основные положения педагогики А. « Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко

Мужские прически 08.01.2024

Ерофеева Юлия Игоревна

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

« Педагогическая деятельность и взгляды

А.С. Макаренко»

Выполнила: Ерофеева Юлия Игоревна

22 группа 2014 год.

Проверила: Куракина И.Н.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888- 1939)

БИОГРАФИЯ

Русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г.Белополье Сумского уезда Харьковской губ. в семье рабочего-маляра. Родители: Отец - Семён Григорьевич, мать - Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895-1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва. Брат А. С. Макаренко - Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».

Доктор филасофии Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича. Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» (глава о приезде польской делегации).

В 1904 окончил 4-классное училище в г.Кременчуге. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Слово отца, стало делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов, он начал, в 17 лет, работать в родном училище. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение « Кризис современной педагогики». В 1917-1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву.

· Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .

· Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)

· Приёмный сын - Лев Михайлович Салько .

· Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Трудовая деятельность .

Имея реальные перспективы научной карьеры, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 Макаренко отослал на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет,мировое значение»., в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею с 1920 по 1928 год,с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

1. у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием.

2. добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы, то есть безделье также не поощрялось.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии).). Ядром коллектива явились бывшие воспитанники Колонии имени М. Горького. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом (первоначально в мастерских, затем в производственных цехах)…В 30-х гг. передана в систему исправительно-трудовых учреждений.» , Коммуну им. Ф. Дзержинского можно охарактеризовать как «закрытое заведение профессионально-трудового обучения и производства», которое, кроме того, занималось перевоспитанием (реабилитацией, социализацией и коллективизацией) детей-правонарушителей.

В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал. Даже в колонии имени А.М. Горького, где в своё время работал А.С.Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников.

Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе.

Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды.

В коммуне проводился точный учет внешкольных занятий, в конце месяца представлялись сводки о работе каждого кружка и каждого кружковца. Руководил кружками клубный совет - орган комсомольской общественности. Клубный совет издавал газету «Резец»; её критические выступления в духе требовательной самокритики немало содействовали общественно-идеологическому воспитанию коммунаров.

М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического не просветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками».

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.

В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…»

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время - до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

Член Союза советских писателей (с 1934 года)..

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литературное творчество

В или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому , но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький , для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского, на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании.

Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» () и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма » (1925-1935). Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б)

Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона , А. Барбюса , Д. Бернала ,У. Бронфенбреннера , А. Валлона , В. Галля, А. Зегерс , Я. Корчака , С. Френе и других деятелей культуры и образования.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

Во-первых, его достижениям зачастую не верили («мальчики в сладком сиропе» - характерный отзыв о книге «Флаги на башнях», то есть «сказка, такого не бывает»).

Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми («Система Макаренко есть система не советская» - это уже оценка чиновников, приведённая в «Педагогической поэме» .

В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и жестокость. Именно на основе сообщений от подобных«доброжелателей» Н. К. Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в «Комсомольской правде»), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенного из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С. А. и Г. К. Калабалиных).

Поэтому неудивительно, что произведения А. С. Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.

Труды Антона Семеновича Макаренко

Романы и повести

1937 - Книга для родителей

1925 - 1935-Педагогическая поэма

1930 - Марш тридцатого года

1938-Флаги на башнях

Работы о воспитании:

Воспитание в семье и школе

Лекции о воспитании детей

Письмо пионервожатому

Проблемы воспитания в советской школе

Проблемы школьного советского воспитания

Методика организации воспитательного процесса (1936-1937)

Рассказы и очерки:

1937 - О человеческих чувствах

1937 - Из истории героизма

1940 - Преподаватель словесности

1939 - Домой хочу

1937 - Случай в походе

1938 - Симфония Шуберта

1938 - Премия

1941- В библиотеке

1937 - В день Первого Мая

1937 - Три разговора

1938 - Незабываемая встреча

Педагогические идеи.

Макаренко создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют свое значение до сих пор.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: "Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во "взрослого" гражданина.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей.

Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законов сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного, А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становиться, только выражая интересы всего коллектива».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Рубцовский индустриальный институт

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Выполнила студентка

гуманитарно – экономического

факультета, группы ЭиУ – 02зс

Прибылова А. А.

Проверила: Катилкова А.В.

Рубцовск 2010

Введение

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая теория Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

Целью данной работы является подробное рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

Изучить важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко;

Рассмотреть вопросы о воспитании в коллективе и через коллектив по Макаренко;

Рассмотреть вопросы о трудовом воспитании по Макаренко;

Рассмотреть значение игры в воспитании;

Рассмотреть вопросы о семейном воспитании по теории А. С. Макаренко.

Педагогическая теория А. С. Макаренко

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание . Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Социалистический гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности.

Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы .

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие” - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм .

А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

О трудовом воспитании Макаренко говорил, что воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих учениках умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

“Участие в коллективном труде,- говорил А. С. Макаренко,- позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива .

По словам Макаренко, воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

Дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания.

Значение игры в воспитании А. С. Макаренко описывал так, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.

Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:

1. Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2. Игрушка полуготовая: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

3. Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

Вопросам о семейном воспитании А. С. Макаренко уделял огромное внимание. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело .

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А. С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами .

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типичные черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Список литературы

1 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2 Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4 Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.

5 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

6 Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7 Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

8 Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9 Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

10 Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

Из таких теорий является теория педагогическая : теория воспитания, теория обучения, теория управления системой образования ― это теории деятельностей... и предмета вообще. Здесь, применяя терминологию А. С. Макаренко , надо наметить близкие перспективы (задачи...

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому , но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Смерть

Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия :

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов) . При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников .
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах :

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества . Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада.

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе . Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.


Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду
– излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем . Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами. Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 2.3 О трудовом воспитании
  • 2.5 О семейном воспитании
  • Заключение
  • Приложение
  • Глоссарий

Введение

Долгие годы мы были вынуждены изучать мифологизированную биографию А.С. Макаренко, цитировать его во многом фальсифицированные труды. Только сейчас, когда опубликованы подлинные документы, проведены объективные исследования, можно более или менее достоверно представить личность Антона Семеновича Макаренко - несомненно, глубоко трагичную - и по достоинству оценить его действительно гуманистическую деятельность. К сожалению, десятилетия канонизации и приписывания одному Макаренко достижений и находок руководителей многих других замечательных трудовых коммун (И.В. Ионина, М.С. Погребинского) сослужили свою недобрую службу. И вызвали в конце 80-х - начале 90-х гг. яростную критику Макаренко как сталиниста, якобы чуть ли не архитектора ГУЛАГа. Отметим, что ряд положений, высказанных педагогом в статьях, опубликованных во второй половине 30-х гг. действительно имеет мало общего с гуманизмом.

И все же вклад, внесенный А.С. Макаренко в мировую и отечественную педагогику, бесспорен и уникален. Он создал целое направление в воспитании - "педагогику отношений". Ему в сложнейших материальных, да и социально-политических условиях удалось реализовать многие продуктивные педагогические идеи и технологии, талантливо их инструментировать и адаптировать как к реалиям жизни Советской России, так и специфическим особенностям малолетних правонарушителей, "морально дефективных", с которыми преимущественно и работал Макаренко.

Авторскими являются многие конкретные методики, придуманные им. Среди них метод "создания событий" (воспитательных ситуаций), "педагогика взрыва", "завтрашняя радость", классический "метод параллельного действия" и многое другое. Н одело, конечно, не в отдельных, пусть и продуктивных, технологиях и приемах. Оригинально и значимо само ядро педагогической системы Макаренко - созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Неслучайно она привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества. Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. Это особенно рельефно и гуманистично проявилось на фоне той социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко - на переломе 20-30-х гг.

Объект : педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

Предмет : изучение идей А.С. Макаренко.

Целью работы является рассмотрение педагогической теории А.С. Макаренко.

Задачи :

изучить важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко;

рассмотреть вопросы о воспитании в коллективе и через коллектив по Макаренко;

рассмотреть вопросы о трудовом воспитании по Макаренко;

рассмотреть значение игры в воспитании;

рассмотреть вопросы о семейном воспитании по теории А.С. Макаренко.

1. Страницы жизни Антона Семеновича Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии, ныне в Сумской области Украины в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.

В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель - Антон Семенович Макаренко. А.С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги.

В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

педагогическая теория макаренко

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости и за выпускную работу "Кризис современной педагогики" А.С. Макаренко получил золотую медаль. В 1917-1919г. г. он заведовал школой в Крюкове. В 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького.

В 1928-1935 г. г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он - помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР.

В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность.

Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", и другие. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа "Методика организации воспитательного процесса". Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть "Книги для родителей". В 30-е годы в газетах "Известия", "Правда", "Литературная газета" появилось большое число статей А.С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера.

Уже при жизни А.С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени "За выдающиеся заслуги в области литературы".

2. Педагогическая теория А.С. Макаренко

2.1 Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно.". Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”, - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему".

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать в человеке лучшее.

Сторонники "свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педагогами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. "Воспитать человека - значит воспитать у него, - говорил А.С. Макаренко, - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

2.2 Воспитание в коллективе и через коллектив

Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм, - писал он, - учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. "Нам нужны, - писал он, - новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам". Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. "Может быть, - писал Макаренко, - главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика".

Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим "механизмом", педагогическим средством является "параллельное воздействие" - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена воспитательным целям. Таков один из основных принципов подхода к организации воспитательного коллектива. Коллектив возникает и сплачивается в процессе совместной деятельности людей, поэтому необходимо, прежде всего, организовать такую совместную коллективную деятельность детей (в учебе, труде, общественной работе), в которой дети, вступая в отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи, сплачиваются в единую, сильную организацию.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Методикой организации развития коллектива является "система перспективных линий", разработанная А.С. Макаренко. Направлять развитие воспитательного коллектива - таков один из принципов его организации, руководства им.

В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

2.3 О трудовом воспитании

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится "трудового пота", тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в "Педагогической поэме" праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

"Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда".

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

По словам Макаренко, воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

Дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия "дисциплина" и "режим", указывая, что режим является важным средством воспитания.

2.4 Значение игры в воспитании

А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого "деятельность, работа, служба". Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: "Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу". Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться "отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу". Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят "из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались "качества будущего работника и гражданина".

Освещая вопросы методики игры, А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также "забрасывать их самыми различными игрушками: "Дети. в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае" наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых". Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

Говоря о руководстве детскими играми, А.С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А.С. Макаренко выделял следующие типы:

1) Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2) Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

3) Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

2.5 О семейном воспитании

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое обществу дело.

Указывая на то, что семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это "свободный советский коллектив", который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей.

Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры.

Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А.С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

3. Педагогическое мастерство А.С. Макаренко

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руководство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспитания, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие - вот главная задача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А.С. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно только это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значительной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педагогических вузов появились кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются во многих педагогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист - Василий Александрович Сухомлинский.

И все же опять следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой "педагогической технике" или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия

Мастерство педагога в понимании Макаренко - это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

Воспитатель - всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело - хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое - уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство - мастерство наставника.

Макаренко всегда резко выступал против сведения воспитательной работы к воздействию на сознание учеников путем разного рода разъяснений и поучений, "моральных проповедей". Но это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя.

И, наконец, "педагогическая техника", или, как сейчас мы говорим, "мастерство педагогического стимулирования". Воспитатель должен уметь влиять на детей непосредственно. А для этого многое надо знать и уметь: надо верно оценивать ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь увлечь перспективой и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств.

Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

А.С. Макаренко утверждал: мастерство - это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером.

Заключение

Таким образом, А.С. Макаренко создал оригинальное и значимое направление в воспитании - "педагогику отношений", которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры.

Разработал новаторскую и целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом.

Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций. Предложил конкретные методики воспитания: метод "создания событий" (воспитатательных ситуаций, имеющих поворотное значение), "коллективное обсуждение (педагогический взрыв), авансирование воспитанников "завтрашней радостью".

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогическую систему работы с беспризорниками. Сущность своего педагогического опыта определял принципом "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". Акцентировал воспитание на стимулировании положит, задатков личности ("проектирование лучшего в человеке").

Макаренко внёс существенный вклад в теорию семейного воспитания. В "Книге для родителей" утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Главным принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в отношениях с детьми.

А.С. Макаренко в своих книгах, статьях и выступлениях А.С. Макаренко заложил основы педагогического мастерства.

Антон Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов. Среди них - "педагогическая техника", "мастерство", "проектировка или программа личности", "воспитательный коллектив", "тон и стиль жизни коллектива", "педагогический коллектив", "длительность педагогического коллектива" "педагогический центр", "ближняя, средняя и дальняя перспективы" и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим - эти понятия не просто новые наименования для старых вещей. Они - отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.

Список использованной литературы

1. Беляев, В.И. Педагогика А.С. Макаренко [Текст]: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МНЭПУ, 2000

2. Богуславский, М.В. XX век российского образования [Текст] / М.В. Богуславский. - М., 2002. - 320 c.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 432 с.

4. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко [Текст] / И.Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987

5. Мазалова, М.А. История педагогики и образования / М.А. Мазалова, Т.В. Уракова. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 445 с.

6. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 4-х томах [Текст] / А.С. Макаренко. - М,: Правда, 1987

7. Пуйман, С.А. История образования и педагогической мысли [Текст]: / Пуйман С.А. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c.

Приложение

Глоссарий

Авторитет родительский (от лат auctoritas - власть, сила) - отличительные особенности отдельного человека или группы, благодаря которым они заслуживают доверия и могут иметь положительное влияние на взгляды и поведение других людей; признан и влияние родителей на убеждения и поведение детей, основанный на глубоком уважении и любви к родителям, доверии к высокой значимости их личных качеств и жизненного опыта, слов и поступковв.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, обеспечивает согласованность действий в общественных отношениях, обязательное усвоение и выполнение личностью установлен них правил.

Коллектив - социально значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы самоуправления.

Наказание - это такая мера воздействия, которую применяют в отношении человека, виноватого в совершении какого-либо проступка, преступления.

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогический коллектив - это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей".

Педагогическое мастерство - проявление высокого уровня педагогической деятельности.

Перспектива - цель, \"завтрашняя радость\" (AC Макаренко), что выступает стимулом в деятельности коллектива и отдельных его членов.

Требование - действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо.

Убеждение - рациональная нравственная основа деятельности личности, позволяет ей осуществлять определенный поступок сознательно; основная моральная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в ч почему-то, основанная на определенной идее, мировоззрение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности А.С. Макаренко - выдающегося советского педагога. Воспитание детей в коллективе. Дисциплина и режим в системе воспитания Антона Семеновича. Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Творческий путь А.С. Макаренко. Основные концепции его педагогической теории. Воспитательная работа в колонии и коммуне. Противники педагога среди деятелей "соцвоса" (социального воспитания). "Педагогическая поэма". Понятие педагогического мастерства.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко. Изучение социально-педагогических взглядов ученого на труд детей. Значение игры в воспитании. Описание исследования, проведенного в средней общеобразовательной школе с. Кругликово.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Аннотация книги А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", главная сюжетная линия книги. Развитие судеб отдельных героев. Принцип воспитания детей в труде и в коллективе. Новаторство педагогической теории и практики Макаренко. Воспитание детей в семье.

    презентация , добавлен 09.02.2012

    Краткая биография А.С. Макаренко. Педагогические принципы, идеи и теории А.С. Макаренко. Роль личности педагога и воспитателя. Трудовое обучение и воспитание. Дисциплина и режим. Наказания и меры воздействия. Воспитание в коллективе и через коллектив.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Основные этапы становления А.С. Макаренко как педагога. Содержание теории воспитательного коллектива. Разработка форм и принципов организации деятельности и методики руководства детским коллективом в период работы Антона Семеновича в колонии им. Горького.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко. Методы и средства воспитания детей в семье, отраженные в произведениях А.С. Макаренко. Специфика семейного воспитания и определение его значения. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Вклад А.С. Макаренко в развитие педагогики. Жизнь и педагогическая деятельность Макаренко, основные положения его педагогической теории. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Убеждение как важнейший метод воспитания.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко. Педагоги его эпохи о воспитании ребенка в семье. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко. Главные методы и средства воспитания детей в семье в его произведениях.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Изучение жизненного пути, основных взглядов и педагогических идей А.С. Макаренко. Анализ его позиции о требовании к личности учителя. Роль личности педагога в воспитании и обществе. Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.



Рекомендуем почитать

Наверх