Михаил Лермонтов — Утес: Стих. Анализ стихотворения «Утес Автор произведения утес

Звёздные 06.12.2023

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. За свою недолгую жизнь он написал произведения, которые читают и цитируют сегодня. Критики отмечают, что большинство творений напрямую связаны с биографией автора. Жизнь Михаила Юрьевича была трагической, что сказалось на его стихах.

Стихотворение «Утес» было написано еще в 1841 году. Жанр произведения - лирическая миниатюра. Автор придает деталям символическое значение. Утес, в понимании автора - символ одиночества. Именно оно и есть ведущим мотивом всего стихотворения. Это связано с жизнью Лермонтова. Он всю жизнь пытался найти себя, свой жизненный пусть. В конце своего пути поэт так и остался одиноким человеком. В своем стихотворении Лермонтов олицетворил отношение утеса и тучки:

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя».

Тучка символизирует ветреного человека, который ни о чем не задумывается. Ей все равно на чувства утеса. Она склонна к кратковременным чувствам, которые не могут оставить след в ее душе. Утес - мудрый человек, который страдает от того, что не может быть вечно со своей тучкой. Если посмотреть с его стороны, то можно понять, что автор хотел сказать. Одиночество - самое тяжелое, что может выпасть на судьбу человека. А мимолетные чувства никак нельзя оправдать.

Лермонтов пишет:

«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.».

Он тоскует вместе со старым утесом. Лермонтов воплощает в этом образе страдание. Видно, что эта тема ему близка. Также, многие критики комментируют стихотворение со стороны философского начала. Тучка - это душа человека, легкая и неземная, а утес - мирская плоть. Идет противостояние между этими двумя компонентами.

Тонкая организация души не позволяет ей углубляться в жизненные проблемы. Она свободна и не может испытывать боль. Что не скажешь о теле, которое обречено на страдание без души. Ведь пустой и бездушный человек может быть пожизненно одинок. Только союз души, и тела принесут гармонию и порядок в жизнь. Спасение тела возможно только с появлением души.

«Утес» написан при помощи средств художественной выразительности. Например, в стихотворении присутствуют эпитеты(тучка золотая, старый утес), олицетворение(умчалась рано, плачет он в пустыне), метафоры(утес-великан и др.). Аллитерация и ассонанс - четко прослеживается в середине стиха. Написан в пятистопном хорее.

Многие критики называют стихотворение одним из самых центральных в творчестве Лермонтова. Он был опубликован только по прошествию двух лет со дня смерти поэта. Сейчас его учат в школах и читают на литературных вечерах. Можно сказать, что именно это стихотворение помогло Лермонтову обрести посмертную славу русского поэта.

Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.

Предполагаемые результаты:

  • Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
  • Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
  • Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.

Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы были мультимедийная презентация , видеофрагмент, аудиозапись.

В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в основном со средними способностями.

Этап урока Действия учителя Действия учеников
Организационный момент. Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? Приветствуем друг друга (слайд 1) Презентация
Проверка домашнего задания. На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их определения линиями. Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто уверен, что справился с работой и может выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь те в оценочном листе, как вы справились с заданием.
Самостоятельная работа по домашнему заданию. Способ проверки: взаимопроверка и проверка по эталону. (Слайд 2)
Актуализация знаний. Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и на сегодняшнем уроке. Озвучивают понятия – изобразительно-выразительные средства языка и “лирический герой”.
Целеполагание и планирование работы. А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего урока. Тема звучит следующим образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно сформулировать нашу учебную задачу на этот урок, выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого верно? (Слайд 4)
Выполняют учебную задачу: выбор цели, затем – следующую, планирование.

Обсуждаем в классе, если есть варианты, и приходим к одному выводу.

(Слайд 3-4)

Мотивация. Ребята, что такое утес?

На слайде вы видите картину… Называется она “Окрестности села Караагач”. автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю).

Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более шестидесяти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина .

Отвечают на вопрос. Лексическая работа.

(Слайд 5)

Слушают стихотворение.

Слушают романс

Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений.
Беседа о фигурирующих в стихотворении образах утеса и тучки. Делятся впечатлениями о прочитанном стихотворении и возникших ассоциациях.
Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор?
Составляем лексические цепочки, заполняем таблицу 1. (Слайд 6)
Контраст.

Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.

Работают над понятиями “олицетворение” и “контраст”

Ищут контрасты в тексте стихотворения.

Какую роль играют выразительные средства в стихотворении? (они помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения)

Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.

Рассуждают о роли выразительных средств в тексте стихотворения.

(Слайд 7)

Физкультминутка.

Физкультурная пауза.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим-ка мы с тобою!

Выполняют движения, те, которые показывает учитель.

Работа с образами главных героев.

Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.

– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ? Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст.

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

Вспоминают понятие “лирический герой”.

Самостоятельная работа: составление настроения текста. А сейчас я предлагаю вам каждому поработать самостоятельно.

В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к стене)цветными мелками

Приступайте. В это время рисуют на доске.

А теперь проверим.

Поставьте плюсы в оценочном листе.

Выполняют самостоятельную работу по созданию таблицы “настроение текста”

Один человек рисует на доске утес и тучку, затем решаем, соответствует ли нарисованное тексту.

Отмечают после проверки результат в оценочном листе.

(Слайд 8)

Выразительное чтение. Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.

Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.

Выразительно читают стихотворение.
Рефлексия. Домашнее задание. В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество.)

Достигли ли мы запланированной цели урока?

Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты.

Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему помочь?

И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

Домашнее задание – на слайде.

Спасибо за урок, до новых встреч.

Ответы детей. (Слайд 9–10)

Подводят итоги урока, проговаривают, удалось ли достичь цели.

Записывают домашнее задание.

Оценочный лист.

………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)

Текст задания Результат
1 Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить!
2
  1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
  2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.
  3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4 Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок.
5 Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!

Ты молодец! Спасибо за урок!

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .

Олицетворения “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .

Метафоры “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает , играя . Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .
  • Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .
  • Метафоры – “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.



Рекомендуем почитать

Наверх