Конституционный кризис 1993 г причины и последствия

Для девочек 15.12.2023

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

– прекращение процесса «суверенизации» субъектов РФ.

Становление новой российской государственности оказалось делом весьма сложным. Если кратко охарактеризовать развитие страны после развала СССР, то оно выглядело так: постсоветская Россия оказалась ввергнутой в глубокий, всеохватывающий кризис – политический, экономический и социально-культурный. Пришедшие к власти в России правые радикалы во главе с Ельциным Б.Н. выдвинули программу либеральных экономических реформ, воспринятую обществом как модель «шоковой терапии». Эта модель была опробована в 1992-1993 годах. Радикально-либеральная модернизация экономики сопровождалась политическими коллизиями.

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.

С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регла­ментирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне – законы «О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных пол­номочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле – «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образова­нии». В июле и ноябре 1992 г. вносятся изменения в Закон о выборах народ­ных депутатов местных советов.


С начала 1992 года в верхних эшелонах власти развивается очередной конфликт. Парламент хотел лишить исполнительную власть особых полномочий, президент – избавиться от опеки представительной власти. И тогда все вспомнили о Конституции, при помощи которой можно перераспределить власть в свою пользу. Созданная по обоюдному согласию всех политических сил конституционная комиссия разрабатывает теоретическую концепцию парламентской республики, но президенту нужна была Конституция, решающая практические политические задачи. Поэтому уже зимой 1992 года в недрах президентского аппарата создается группа, которая должна была написать проект Конституции, отвечавшей требованиям президента. Когда эта работа была близка к завершению, президент подверг резкой критике проект, составленный конституционной комиссией. Верховный Совет РФ не остался в стороне от борьбы. Если президентом был предложен проект, в котором государственное устройство России представляло собой нечто среднее между президентской республикой и монархией, то парламент выработал альтернативный вариант, смысл которого сводился к лозунгу «Вся власть - Советам».

Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд изменений в регламент Вер­ховного Совета РСФСР. В апреле 1992 г. ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре 1992 г. был принят Закон «О защите конституционных органов власти в Российской Федера­ции», в ноябре 1992 г. – внесены изменения в Закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В декабре 1992 г. принимается Закон «О Совете Мини­стров – Правительстве Российской Федерации».

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 20 марта 1993 г. Президент издал Указ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Происхо­дит обострение межнациональных отношений в ряде регионов стра­ны: вводится чрезвычайное положение в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Обострение политической борьбы вызвало необходимость при­нятия Указа «О мерах по предотвращению вмешательства полити­ческих партий и их структур в деятельность государственных орга­нов, предприятий, учреждений и иных организаций».

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

В начале июня 1993 г. президентским указом устанавливается порядок работы Конституционного совещания. В сентябре 1993 г. прини­мается Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о федеральных органах власти на переход­ный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

В сентябре же издаются указы «О досрочных выборах Президен­та Российской Федерации», «О формировании Центральной избира­тельной комиссии по выборам в Государственную Думу Федераль­ного Собрания Российской Федерации». Выборы народных депута­тов были назначены на 26 сентября и 3 октября.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Ликвидация советской системы приняла в центре крайние формы (события 3 – 4 октября 1993 г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября 1993 г. был издан Указ «Об ответствен­ности лиц, противодействующих проведению поэтапной конститу­ционной реформы» и постановление правительства «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 4 октября 1993 г. Москва объ­является в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекаю­щими правовыми последствиями.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Формирование новых органов власти начинается с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня - Указ «О расследо­вании вооруженного мятежа в г. Москве».

7 октября 1993 г. был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации». 11 октября 1993 г. – Указ о выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октяб­ря 1993 г. принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Рос­сийской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, со­стоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октяб­ря 1993 г. проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Рос­сийской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия зако­нодательных предположений.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов испол­нительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала созда­ния общей Судебной палаты по информационным спорам при Пре­зиденте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-эко­номических консультаций, а в августе 1994 г. – управления по взаи­модействию с политическими партиями, общественными объедине­ниями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» – акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и дея­тельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Прини­маются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В конце октября 1993 г. принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменя­ются собраниями представителей, думами, муниципальными коми­тетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. создается специ­альное Управление Администрации Президента по работе с терри­ториями – делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития . Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление Президентской власти и либеральные экономические реформы, руководство Верховного Совета - за власть Советов; своей экономической программы эта сторона не имела, но в целом выступала против радикальных экономических реформ. Действовавшая Конституция, в статье 2 которой сохранялось положение о власти Советов, а в статье 3 провозглашено разделение властей, служила законодательной базой их позиции.

Хронология конституционного кризиса

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

  • 1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство
  • 9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства
  • 10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов
  • 11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова
  • 12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции
  • 14 декабря 1993 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

  • 12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление о стабилизации конституционного строя
  • 20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с обращением к народу, в котором объявил о введении особого порядка управления, однако указ об особом порядке управления так и не был подписан
  • 23 марта 1993 года - , даже не рассматривая указ Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности
  • 26 марта 1993 года - в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов
  • 28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента, за импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 699 из 1097, попытка импичмента провалилась
  • 29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля
  • 21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме
  • 25 апреля 1993 года - состоялся всероссийский референдум по вопросам (1) о доверии Президенту Б. Н. Ельцину, (2) о социально-экономической политике Президента и Правительства, (3) о досрочных выборах Президента, (4) о досрочных выборах народных депутатов. В референдуме приняли участие 64,05 процентов избирателей, результаты - «да» 58,50 процентов по первому вопросу и 52,88 процентов по второму (от числа принявших участие), 32,64 процента и 41,40 процентов (от общего числа избирателей). Президент получил доверие.
  • 30 апреля 1993 года - в опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации
  • 1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, митингующие убили омоновца Владимира Толокнеева
  • 20 мая 1993 года - Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве
  • 5 июня 1993 года - Конституционное Совещание начало работу
  • 2 сентября 1993 года - Президент временно отстранил от исполнения обязанностей Вице-Президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства
  • 21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в
  • 21-22 сентября 1993 года - выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина, вице-президент объявляет о принятии им полномочий Президента, в Белом доме проводятся назначения на должности министров, руководство Верховного Совета предпринимает попытку собрать Съезд народных депутатов, к Белому дому стягиваются сторонники распущенного Верховного Совета
  • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года, сторонники распущенного Верховного Совета осуществили нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших
  • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.
  • 3-4 октября 1993 года - после нападения сторонников распущенного Верховного Совета на здание мэрии Москвы и столкновений у Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

Поэтапная конституционная реформа

  • 7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя
  • 9 октября 1993 года - Президент прекращает полномочия Советов всех уровней
  • 11 октября 1993 года - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в

Становление новой социально-экономической и общественно-политической системы России сопровождалось политическими потрясениями и кризисами. Общие причины этих кризисов определялись переходным состоянием российского общества, так как трансформационные процессы несли в себе многочисленные конфликты между новым и старым, борьбу различных социально-политических сил, отстаивающих свое видение будущего страны. Переходное состояние представляет собой некую форму всеобщего кризиса общества, в которой осуществляется трансформация общественной системы в новое качество.

Современная политология выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех или иных ветвей власти (исполнительной - правительственный кризис; представительной -парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной истории России имели место все виды политических кризисов.

Наиболее серьезный политический кризис страна перенесла в 1992-1993 гг. Это был общий кризис власти, в основе которого лежал конфликт между президентом и исполнительной властью в лице правительства, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным советом - органом представительной власти - с другой. Кризис был порожден многими причинами. Одной из ведущих причин была острая политическая борьба за выбор оптимальной формы государственного устройства страны. Политическая элита России раскололась на два лагеря. Одни - сторонники президента - стремились устроить Россию как сильную президентскую республику. Концентрация власти в руках президента, по их мнению, должна была обеспечить необратимость реформ, которые предполагалось осуществлять в России. Другие - сторонники Верховного совета - полагали, что Россия должна стать парламентской республикой. Сложность предстоящих реформ, по их мнению, требовала от общества осуществления эффективного контроля за их ходом, что предполагает концентрацию необходимых властных полномочий в структурах представительной власти.

Кризис власти в России развивался динамично, стимулируясь крайне негативными последствиями социально-экономических реформ, в основе которых лежала установка на «шоковую терапию», а также усиливавшимся личным соперничеством между наиболее активными политическими лидерами той и другой стороны.

Монетаристский подход к решению экономических проблем, который проводился правительством как Е.Гайдара в течение 1992 года, так и В.Черномырдина в 1993 году дополнялся крайне общими фразами о целях промышленной политики. Признав банкротство предшествующей экономической политики, правительство В.Черномырдина оказалось неспособным предложить сколько-нибудь убедительную альтернативу гайдаровскому курсу. Президент Б.Ельцин признавал, что «реформы потребовали высокой цены. Но это - цена реформ, а не революции в напичканной ядерным оружием многонациональной стране». Признать, что радикальные реформы возникли стихийно, определялись давлением обстоятельств, а не обоснованными расчетами и программами, президент не решился.

Б.Ельцин предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью, дав ей возможность проводить жесткий монетаристский курс, или организовать всенародный референдум, который должен был определить форму правления в стране и соответственно - президенту или парламенту - должны быть вручены решающие властные полномочия. Референдум, проведенный 25 апреля 1993 года, принес очевидный успех президенту, упрочив его легитимность.

Сразу после референдума президент и его сторонники приступили к активной подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть. Конституционное совещание, открывшееся 5 июня, закончилось скандалом, после которого парламентская и президентская стороны начали открытую психологическую войну друг против друга. Острая борьба между законодательной и исполнительной властью продолжалась все лето и парализовала деятельность обеих ветвей власти в стране. Дальнейшие события приняли неконституционный оборот.

21 сентября 1993 года Президент России издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым он вводил временное президентское правление, что приводило к радикальной ломке всего государственно-политического и конституционного строя. Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев, а главным средством его преодоления объявлялось народное волеизъявление. На 12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную думу, которая должна была стать образцом российского парламентаризма и представлять новый корпус депутатов. К этому же сроку должна была быть завершена работа по подготовке новой российской Конституции. До начала работы нового российского парламента страна должна была жить по указам президента и постановлениям правительства.

Драматическая развязка конфликта между исполнительной и законодательной властью сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей победы. Серией указов президент России фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа советского социалистического строя. Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции, доработанной президентской партией в течение октября-ноября.

Верховный совет отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. Пиком кризиса стали события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный характер. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, склонил чашу весов в его пользу.

Следствием разрешения кризиса стало: принятие новой Конституции, которая зафиксировала ликвидацию советской политической системы и придала государственному устройству России форму президентской республики. Ликвидация двоевластия, возникшего в России в 1992 г., способствовавшая стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического режима.

Конституционный кризис 1993 года, расстрел Белого дома

Самое неприятное для меня воспоминание. В 1993 году я считал, что мы стоим к гражданской войне ближе, чем в 1991-м. В 1991 году противостояли власть и люди, общество. На мой взгляд, совершенно неверно было бы сводить 1993 год к противостоянию президента и парламента. За ними уже стояли огромные группы, и не просто стояли, но готовы были прибегнуть к оружию. Нас всех спасло от этого чудо.

Хотя расстрел Белого дома мне вспоминать очень неприятно. Это было какое-то всеобщее помешательство. Мы видели врагов в своих хороших знакомых, а точнее, не видели своих хороших знакомых в противостоящих людях. Когда страсти улеглись, когда мои товарищи рассказывали, как они находились там просто потому, что не успели выйти, как лежали под обстрелом танковых пушек, как ждали смерти, я с ужасом осознал, кто был с той стороны, вспомнил, что думал сам, чему мог стать одной из невольных причин. Не сразу «дошел», потом, постепенно…

Можно ли было справиться по-другому? Убежден: да. И тогда был убежден, и в 1996 году мы продемонстрировали - как. Но об этом позже.

Однако тогда, когда был выбран вооруженный путь, я, конечно, был на стороне Ельцина и Гайдара. И у Моссовета, в ожидании атаки, и на Старой площади, помогая в решении практических вопросов. Это была и моя команда тоже. Даже если они ошибались, я не мог уйти в сторону.

Сразу хочу сказать, чтобы было понятно: разнообразные «колебания» и «душевные переживания» были и «до», и «после». Когда шла драка, колебаний не было: больнее, жестче, быстрее. Азарт борьбы захватывает, особенно в молодости. Так что и по сей день именно 1993 год - мои самые тяжелые воспоминания и самый тяжелый крест.

Если бы победили Хасбулатов и Руцкой, то, несмотря на их собственные (в общем, достаточно «рыночные») взгляды, они были бы вынуждены пойти по пути реставрации. С этой точки зрения столкновение было неизбежным. А вот способ разрешения конфликта - неочевидным и страшным. Последствия мы ощущаем по сей день в виде «суперпрезидентской вертикали», а попросту говоря - авторитаризма, основы которого были заложены тогда, в 1993 году.

Из книги Анафема: хроника государственного переворота автора Мусин Марат Мазитович

Внутри «Белого дома» …В это время мы продолжали обход «Белого дома» с приказом Руцкого о вертолетах. По дороге на залитых светом и полностью прозрачных лестничных маршах мы встретили 5 или 6 «барсов» на позиции в лестничном холле пятого этажа. Их командир В. Жак также

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Обстановка в подвале «Белого дома» и бункере приемной Верховного Совета в первую половину дня 4 октября (до 14.30) Бункер. Первая половина дня 4 октября.Свидетельствует начальник штаба Добровольческого полка особого назначения:«Утром 1 октября министром обороны

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

20-й ПОДЪЕЗД и ПОДВАЛ «БЕЛОГО ДОМА». ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ 4 ОКТЯБРЯ. Продолжение показаний Волкова (про баррикадников, успевших забежать с улицы в 20-й подъезд; всего несколько десятков человек):«…Раздалась команда: - Все безоружные в подвал!Уходить в подвал пришлось чуть ли

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Обстановка вокруг «Белого дома» 4 октября 1993 года. В какой обстановке происходил другой прорыв - безоружных людей на Дружинниковской улице примерно в 12.00 4-го октября, свидетельствуют показания девушки очевидца.«…Утром около 8.00 я попыталась выйти на метро

Из книги Избегайте занудства [Уроки жизни, прожитой в науке] автора Уотсон Джеймс Дьюи

Подвал «Белого дома» 4-5 октября (показания очевидцев) Для того, чтобы полностью развеять и другой миф о тысячах спасшихся в подземельях «Белого дома», усиленно формируемый командой Ельцина, - о двух с половиной тысячах его защитников, отсидевшихся в подвале «Белого

Из книги Россия на историческом повороте: Мемуары автора Керенский Александр Фёдорович

Глава 18. Представитель киргизского «Белого дома» - Почему-то твоей персоной весьма активно интересуется Эднан Карабаев, руководитель аппарата Президента (в настоящее время - посол в США). Он ведет сбор и подробный анализ информации о всех твоих действиях и

Из книги КГБ шутит... Афоризмы от начальника советской разведки автора Шебаршин Леонид Владимирович

Советница Белого дома Даже самые ярые материалисты во все века готовы были обратиться к предсказателям. Особенно часто это случалось в переломные моменты истории. Так американский президент Франклин Рузвельт во время Второй мировой войны имел особую советницу –

Из книги Ибсен. Путь художника автора Хеммер Бьёрн

Китай недоволен „просоветским" поведением Белого дома. Прогресс в Европе По возвращении с президентом в Вашингтон Киссинджер снова затронул китайскую тему. Сославшись на доверительный разговор Брежнева с Никсоном в Сан-Клементе по этому вопросу, Киссинджер сказал, что

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Бжезинский излагает „сценарий" Белого дома Между тем администрация делала как бы заявку в плане возможности выправления советско-американских отношений после выборов, если у власти останется Картер. Именно об этом неожиданно заговорил Бжезинский, когда был у меня на

Из книги Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой автора Кеннеди Жаклин

Из книги Жизнь в трех эпохах автора Мирский Георгий Ильич

Глава 3 Освободительное движение революция 1905 года и Конституционный манифест Моя РоссияЯ убежден, что всякий, кто предается размышлениям о своей стране, представляет ее судьбу по-своему, такой, какой хотел бы ее видеть. В молодости у меня тоже сложилось свое собственное

Из книги автора

МАРТ 1993-го - ИЮНЬ 1993 года От беспорядка к беззаконию(беззаконие как высшая стадия беспорядка)Интересно. Чем меньше любит наших вождей народ, тем больше нравятся они Западу.Доживем ли мы до дешевой и несмертоносной колбасы?Первый в мире народ, подвергнутый сплошной

Из книги автора

От дома Хельмера к Мельничному водопаду в Росмерсхольме: Ибсен и кризис индивидуальной свободы Трагическая судьба Хедвиг в «Дикой утке» заставляет нас пересмотреть отношение к идеализму Грегерса. Смерть героини - следствие его поступков, хотя он, разумеется, не желал

Из книги автора

Жаклин Кеннеди-Онассис. Фея Белого дома У американского государства три женских лица: статуя Свободы, Бетси Росс, которая, согласно преданию, сшила первый американский флаг, и Джекки Кеннеди. Самая известная Первая леди страны, жена самого легендарного президента США –

Из книги автора

Стиль хозяйки Белого дома Для начала: я не была хозяйкой Белого дома даже тогда, когда его перестраивала, вернее, ремонтировала, когда украшала и водила по нему экскурсию, когда потом жила.Никогда не была, ни всего Белого дома, ни Западного крыла, ни Восточного, ни даже

Из книги автора

Осада Белого дома Я нахожусь в Лос-Анджелесе, меня пригласила корпорация «Рэнд», и я после выступлений бегаю купаться на знаменитый пляж в Санта-Моника, в пяти минутах от здания «Рэнда». У меня обратный билет в Москву на 19 августа, я лечу самолетом компании «Люфтганза».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Природа политических кризисов, историческая ретроспектива, движущие силы. Политические и экономические предпосылки развития политического кризиса в РФ в 1993 г. Процесс разделения властей в политической системе российского общества в постсоветский период.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2017

    Влияние Августовского путча 1991 года и распада СССР на общественно-политическую жизнь в Кузбассе. Условия углубления раскола политических сил и обострения политической борьбы. Обстановка в Кузбассе весной-летом 1993 года и реакция жителей региона.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Причины революции 1959 года. Ход развивающихся событий. Строительство социализма. Карибский кризис 1962 года. Перемены на Кубе после 1993 года. Изменение подходов к проблемам мировой политики. Вызов империализма.

    реферат , добавлен 24.12.2002

    Экономические реформы 1992-1998 г., их направления и результаты. Политический кризис осени 1993 года. Государственный строй постсоветской России и основные направления внешней политики. Социальное развитие страны. Изменения в культурной и духовной жизни.

    творческая работа , добавлен 06.05.2009

    Политический и экономический кризис в России 1917 года. Попытка корниловского мятежа. Подготовка и проведение партией большевиков вооруженного восстания. Формирование новых органов власти. Разгон Учредительного собрания. Всероссийский съезд Советов.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Реализация Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению в 1993–1994 гг. Соглашения "Газа–Иерихон" и "Осло – II", их значение. Приход к власти Биньямина Нетаньяху и его политика. Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Советская карьера Альгирдаса Миколаса Бразаускас. Избрание Бразаускаса депутатом Верховного Совета Литовской ССР в феврале 1990 г. Президентство 1993-1998 гг., создание коалиции левых, центристских партий. Предпринимательская деятельность жены Миколаса.



Рекомендуем почитать

Наверх