Упражнение 10. Возвращаем молодость кожеНормализуем работу кровеносной системы....
Бесспорно, сохранение культурного наследия человечества представляет собой одно из важнейших направлений деятельности людей, так или иначе задействованных в сфере культуры. Тем не менее, сохранение культурного наследия, по мнению автора статьи, не может являться самоцелью; культура как некий живой организм, динамическая система - подразумевает непрерывные процессы изменения и обновления. При протекании этих процессов нередко наблюдаются «узловые» моменты конфликта новаторской и охранительной тенденций. Названный конфликт принимает совершенно различные формы, от «мирной» полемики до шокирующе-эпатажных лозунгов. Каждая эпоха находит свои варианты соотношения и установления равновесия между каноничностью и экспериментальностью.
Однако, как абсолютный диктат канона, так и абсолютное его неприятие не способствуют развитию культуры в целом или отдельных её областей. В дальнейшем, при увеличении временнуго промежутка, конфликт «сглаживается», и начинаются новые процессы интеграции; после конфликта интеграция протекает иначе, на новом «витке спирали» Данные тезисы можно иллюстрировать, например, дифференциацией видов искусства после первобытного синкретизма - и позднейшим их синтезом. Подробнее об этом см. .. Эта стадия активизирует поиск в «старом» зоны «вечного», в традиции - зоны инварианта Речь идёт о «зоне», так как «старого» больше, чем «вечного», и здесь работает некий механизм отбора.. Именно эта зона выходит за рамки исключительно исторического интереса и становится если не основой, то необходимым элементом формирующихся новых систем.
Одной из таких зон вполне справедливо считать так называемые «вечные темы» в искусстве . «Вечные темы» задействуют пласты психики и мышления, не теряющие актуальности в течение всей истории человечества; нельзя, например, назвать устаревшей тему борьбы добра и зла, тему поиска истины, тему жертвы, тему любви и т.д. Под разным «углом» данные вопросы рассматривались неоднократно: достаточно вспомнить наследие К.Г. Юнга, К. Леви-Строса, Ю. Лотмана, Л. Гумилёва, и др. В любом случае, наблюдаем поиск вневременнуго инварианта - в содержательном или структурном аспекте художественного текста или сознания, в целом. Часто в качестве инварианта выступают мифологические мотивы и образы, являющиеся элементами той самой зоны «вечного» в «старом». Таким образом, формируется стабильный «золотой фонд» наиболее часто повторяющихся образов и ситуаций, вписывающихся в любой исторический контекст и любые конкретные обстоятельства. Так же, как повтор и интонационные арки служат важнейшими креплениями поэтической или музыкальной формы, «вечные темы», вероятно, несут функцию «крепёжных деталей» человеческой цивилизации.
На данном свойстве «вечных тем» основаны многие инновации современного «режиссёрского театра». Споры о необходимости и адекватности «осовременивания» шедевров двух-трёх-вековой давности не прекращаются; есть мнения, что таким образом «протягивается нить» между эпохами, есть мнения, что таким образом современное искусство демонстрирует собственное бессилие. И те, и другие мнения спорны, однако имеют неоспоримое право на существование. Но современный художник не вправе обвинить в «бедности сюжетов» свою эпоху. Повторяющиеся образы и ситуации наблюдаются повсюду, нужно только уметь их «узнавать». Например, тема самопожертвования - простирается далеко в века: это может быть миф об Ифигении, согласившейся взойти на алтарь ради победы соотечественников; может быть рассказ о поэтессе Хуане Инес де ла Крус, лечившей больных чумой и умершей от неё же; может быть рассказ о подвиге Александра Матросова; история Шаварша Карапетяна - чемпиона мира по подводному плаванию, спасшего десятки жизней при падении троллейбуса с Ереванской дамбы, ценой собственной инвалидности; может быть - достаточно прочитать ленту новостей в Яндексе - рассказ о подвиге новгородской санитарки Юлии Онуфриевой, спасшей несколько десятков жизней ценой своей. Это лишь несколько случаев из тысяч происходивших в истории, составляющих великую «вечную тему» самопожертвования Существуют мнения о кощунственности рассматривания таких случаев как «сюжета»; однако, становясь сюжетом, история обретает вечную жизнь, и это, может быть, даже важнее для сохранения памяти человечества о героях, чем возведение обелиска..
Таким образом, «вечные темы» потому и называются вечными, что обладают непреходящей актуальностью. Вместе с тем, они составляют некий понятийно-эмоциональный пласт, существующий в сознании человечества как неразрывное целое; следовательно, вместе с актуальностью темы не теряют актуальности и художественные тексты Под художественным текстом в данном случае понимается локальное образование, основанное на любом языковом коде (будь это живопись, музыка, литература, театр и т.д.)., её воплощающие. Этим, во многом, объясняется доступность для восприятия современным зрителем/слушателем художественных текстов любой эпохи. В этом случае культурное наследие различных эпох оказывается не только сохранённым, но и востребованным, органически вплетённым в целостную систему современного культурного пространства.
Понимание фонда «вечных тем» в искусстве как механизма сохранения культурного наследия предполагает работу по их систематизации, которая является необходимой, так как в настоящее время отсутствует.
Важной представляется перспективность, а не только ретроспективное значение «вечных тем». Они являются механизмом не только сохранения культурного наследия, но и приращения культурных ценностей, дальнейшего развития культуры. «Вечные темы» в искусстве служат как бы «мостиком», соединяющим прошлое, настоящее и будущее, залогом бессмертия художественных образов, человеческого творчества, да и всей культуры в целом.
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.
В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.
Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.
Основные направления в искусстве X - XIX веков
Романский стиль (X - XIII вв)
Готический стиль (XIII - XVI вв)
Барокко (XVI - XVIII вв)
Классицизм (XVII - XIX вв)
Сентиментализм (XVIII в)
Романтизм (XVIII - XIX вв)
Реализм (XIX в)
Основные направления в искусстве XX века
Модернизм
Символизм
Импрессионизм
Сюрреализм
Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты...
XXXV Декабрьские вечера завершают год 100-летия Святослава Рихтера. По традиции музыкальный фестиваль сопровождает выставка. В этом году она посвящена «вечным темам искусства». Из множества сюжетов избраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждую из тем сопровождает музыкальная программа к «Декабрьским вечерам».
Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке будет представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.
Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора 18 династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви – «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».
Музыкальную часть этой темы продолжат произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.
Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано редким произведением конца II – начала I века до н.э. – надгробием воина с копьем и щитом.
Памятники великим полководцам – защитникам Отечества – встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М.И. Козловского.
Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Тема героических событий прозвучит в произведениях Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.
Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».
Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.
Музыкальная часть этой темы будет представлена произведениями Модеста Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.
Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу – масштабные видения природы.
Таковы картины ренессансного мастера Доссо Досси «Пейзаж со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)». Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.
Зрители услышат произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди и Франца Шумана, отражающие эту тему в музыке.
Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина.
Вечные темы
Художественно-педагогическая идея:
Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.
Цель урока:
Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.
Задачи:
Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);
Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.
Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.
Музыкальный материал:
Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".
Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)
К.Кельми "Замыкая круг".
Художественный материал:
И.Крамской "Христос в пустыне".
Н. Ге "Христос и Пилат".
Дионисий "Распятие".
Л.Да Винчи "Тайная вечеря".
Слайдовая презентация урока.
План урока:
Этапы урока | ||
Создание проблемно-поисковой ситуации | ||
Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке. | ||
Обсуждение музыкального образа | ||
Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке | ||
Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке. | ||
Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке. | ||
Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг" | ||
Рефлексия |
Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела
Чем больше в огонь вы положите дров
Тем больше вернется тепла
Омар Хайям
Ход урока
У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?
У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.
Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.
У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)
Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).
У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?
Пить горькую чашу (испытывать несчастья).
Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).
Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).
Испить смертную чашу (умереть).
Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).
Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .
В Индии есть очень одно мудрое изречение:
Хочешь узнать человека, тогда задень его
Человек – это сосуд,
чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него
Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?
(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)
У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?
Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).
У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?
Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.
У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.
Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).
Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.
У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.
Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.
Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .
У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)
У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?
Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой
Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела
Понтий Пилат – который наказывает против своей воли
царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.
Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.
У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?
Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.
У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?
Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.
У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?
Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.
Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.
У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:
1.Дионисий. Распятие.1512год
2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год
3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
4.И.Крамской. Христос в пустыне
У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.
У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?
Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.
У: - К кому он обращается?
Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.
У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)
Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)
Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.
У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).
Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?
Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).
"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .
Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.
Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.
Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.
Д: - добро, сострадание, любовь, жалость
Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.
Забелин Владислав «Дай нам Боже»
1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели
Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить
Список литературы и интернет ресурсов.
Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.
Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.
Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.
Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.
Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.
Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.
Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.
Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.
CD "Кирилл и Мифодий"